#РОДИТЕЛЯМ. Эффективное обучение — что важно знать вне зависимости от возраста?

В нашей предыдущей публикации мы досконально разобрали такие понятия как зона ближайшего и зона актуального развития. Кратко напомним основную мысль, которую нам необходимо держать в голове — в зоне ближайшего развития ребенок способен выполнять те или иные действия только в кооперации со взрослым, постепенно осваивая задачу. Когда задача освоена, и ребенок может её выполнить самостоятельно, она находится уже в зоне актуально развития.

Родителям и учителям важно быть чуткими в определении того, в какой же зоне находится задача, действие, предлагаемые ребенку. Важно давать ребенку действовать самостоятельно там, где это ему под силу — таким образом будет поддерживаться его интерес к выполнению заданий. С другой стороны, важно поддерживать ребенка в задачах, где самостоятельно он пока справиться не может. Эффективнее всего эту поддержку оказывать из позиции сотрудничества.

Здесь мы переходим к важному и удивительному открытию — такие зоны развития в широком смысле есть у каждого из нас вне зависимости от возраста. Существует большое количество действий, занятий и навыков, которыми мы не владеем. Самым простым примером здесь может выступать изучение иностранного языка.

Если человеку показать предложение, написанное на незнакомом ему иностранном языке, то, очевидно, что он ничего не поймет — это зона недоступного. После непродолжительного изучения в сотрудничестве со знающим преподавателем тот же человек, применяя полученные знания и навыки использования словаря, сможет эту фразу перевести. Ну а результатом изучения будет самостоятельный перевод и даже придуманная в ответ фраза.
Конечно, можно возразить — языки сейчас можно учить самостоятельно через разные приложения и видео-уроки, но для большинства из нас такой метод не гарантирует получения отличных результатов.

Вне зависимости от возраста, при изучении того или иного навыка, нам нужен другой человек, «взрослый» — то есть тот, кто уже такими навыками обладает, в кооперации с которым мы можем решить задачи, нам пока не доступные.
Одним из важнейших действий этого «взрослого» является поиск оптимальных для нашего уровня задач — что-то такое, чем мы еще не овладели в полной мере, что-то, где нам может потребоваться помощь. Такое постепенное увеличивание сложности позволяет изучающему не замирать на одном месте, осваивая все большее количество правил, навыков.

Предположим, что «взрослый» нашел задачку подходящего уровня — мы понимаем, что от нас требуется, но в ходе решения испытываем некоторые трудности — нам нужна помощь. Что будет делать этот знающий человек? Если перенести эту задачу на детско-родительские отношения, то многие родители берутся выполнять здание за ребенка, но разве таким образом получится сформировать новый навык? Конечно, нет.

Какое качество может помочь родителю или взрослому способствовать эффективному развитию? Здесь может быть долгое перечисление — вера в способности ребенка, необходимость дать ребенку действовать самостоятельно… и все эти ответы будут верными. Но основное здесь — это умение задавать вопросы, которые будут наводить ребенка на необходимые действия. Поняв, что необходимо сделать для решения задачи, важно задать еще один вопрос — что ребенок может сделать самостоятельно, а где ему требуется помощь?

Таким образом и взрослый может увидеть, где заканчиваются знания ребенка, так и сам ребенок понимает, каких навыков ему еще не хватает, чему ему предстоит научиться.

И снова важный момент — взрослому здесь важно удержаться от помощи. Сделать с ребенком вместе только то, где ему требуется помощь, а в остальном подрастающий ум должен действовать самостоятельно. После такой нехитрой операции важно спросить ребенка — а сможет ли он в следующий раз повторить это действие самостоятельно? Таким образом и происходит «присвоение» умения.

Как видно, алгоритм на первый взгляд прозрачен — подбери задачку чуть сложнее, чем ребенок может решить самостоятельно, спроси, где он справится сам, а где ему потребуется помощи, решите задачку совместно, да и спроси в завершении, а сможет ли он это повторить сам. Но, увы, как всегда — самые простые вещи являются самыми сложными для реализации их в жизни.

Такие простые действия позволяют нам эффективнее усваивать новые навыки вне зависимости от возраста — поэтому, когда вы столкнетесь с неразрешимой на первый взгляд задачей, задайте себе вопрос — что я могу сделать сам, а где мне нужна помощь?

Получается ли у вас задавать такие вопросы своим детям? А самому себе? Дарья Ведмицкая, психолог вМесте

Похожие статьи

11 Ноябрь 2016

Преподавателю ИГУ присуждена Национальная общественная премия «Гармония»

Заведующая базовой кафедрой медицинской психологии факультета психологии ИГУ, доктор психологических наук Ирина Ярославцева стала победителем Общественного конкурса на соискание Национальной...

29 Февраль 2016

Доктор Эдвард Чан, Президент Азиатской Федерации по психотерапии, поприветствовал участников Конгресса

Доктор Эдвард Чан, Президент Азиатской Федерации по психотерапии (АФП) и Малайзийской Ассоциации по психотерапии (МАП), вошел в состав Международного Организационного...

20 Ноябрь 2019

Открытый паблик-ток «В своем уме. Как жить с психическим расстройством?»

  30 ноября, с 17:00 до 20:00, в читальном зале Центральной городской молодежной библиотеки им. М. А. Светлова (ул. Большая...

7 Декабрь 2021

VII Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье: современные тенденции и перспективы»

19 Сентябрь 2019

Интервью Натальи Треушниковой в программе "Пси-Лекторий"

Наталья Валериевна Треушникова, Президент Союза охраны психического здоровья, стала гостьей программы "Пси-Лекторий".   "Отношение к психическому здоровью и его укрепление - показатель интеллектуального и...

2 Декабрь 2022

#РОДИТЕЛЯМ. Половое воспитание и ВИЧ.

Возможно, кто-то удивится, но половое воспитание — это не только разговоры о пестиках и тычинках. В большей степени — это...

19 Апрель 2016

"Познавательное" чаепитие: великое в мелочах

Чай — напиток не простой. Когда чаепитие становится ритуалом, оно развивает умение видеть великое в мелочах. Мюриель Барбери Сегодня на...

19 Апрель 2021

IX МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «АУТИЗМ. ВЫЗОВЫ И РЕШЕНИЯ», ПОСВЯЩЕННАЯ ШИРОКОМУ КРУГУ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС), ПРОЙДЕТ С 21 АПРЕЛЯ ПО 23 МАЯ 2021 ГОДА В ФОРМАТЕ ONLINE МАРАФОНА

29 Январь 2016

Совершенно другой взгляд.... совершенно другой мир!

Наталья Треушникова, Президент Союза охраны психического здоровья, на пресс-конференции 10 декабря в Центре им. Вс. Мейерхольда, в рамках серии культурных мероприятий,...

10 Август 2023

Директор СОПЗ Екатерина Мартусова – спикер слета молодежного актива города Москвы «STOлица.Лето»

Молодежный слет «STOлица.Лето» – познавательный и командообразующий выезд для молодежного актива города Москвы, который ежегодно проводится в нестандартных условиях лесной...