RU EN

#РОДИТЕЛЯМ. Половое воспитание и ВИЧ.

Возможно, кто-то удивится, но половое воспитание — это не только разговоры о пестиках и тычинках. В большей степени — это разговоры о здоровье.

Доводилось ли вам разговаривать со своими детьми о ЗППП — заболеваниях, передающимися половым путём? Или, может быть, об этом с вами разговаривали родители? Если вы ответили «да» хотя бы на один из этих вопросов, то я аплодирую — это очень здорово! Но, увы, такое случается редко.

В лучшем случае мы слышим — «Секс должен быть защищённым! Так не случится незапланированной беременности, и ты не подцепишь никакой заразы». Что за зараза? Или грипп тоже передаётся через секс?

В общем, как всегда, такие неловкие разговоры порождают еще больше вопросов, чем дают реальные ответы и понимание, что к чему. Сегодня мы обсудим тему ВИЧ.

Главный герой нашего ролика , актёр Аскар Ильясов, снимался в сериале «Нулевой пациент», где речь идёт о первой волне ВИЧ на территории Советского союза. История в красках повествует о заражении и гонении, которому подверглись заболевшие. Какие только истязания не пришлись на их участь — а всему виной отсутствие достоверной информации.

Конечно, к счастью, сейчас разговорам о ВИЧ посвящены отдельные просветительские проекты, проводят тематические уроки в школах, но это не снимает ответственность с родителей — такие разговоры никогда не будут лишними. А сериал «Нулевой пациент» может стать отличным подспорьем для такого разговора.

Для начала, давайте определимся, зачем вообще нужны такие разговоры. Во-первых, это банальная физиология и гигиена, такие знания никогда не будут лишними. Во-вторых, это вопрос стигматизации — если ребёнок встретиться с ВИЧ-инфицированным, у него не будет предубеждений в его отношении, а это первый шаг к здоровому обществу. В-третьих, это часть знаний, касающихся темы сексуальности, которую невозможно игнорировать.

Конечно, такие беседы можно оставить на откуп для школы или для других «специально обученных людей». Но, в первую очередь, дети — это ответственность родителей, и такие разговоры только способствуют формированию доверительных отношений внутри семьи.

Некоторые рекомендации о том, как лучше обсуждать с детьми подобные вопросы.

1. В первую очередь необходимо самому подготовиться к теоретической части разговора. Проверьте себя — достаточно ли вы знаете о ВИЧ, или большинство имеющихся у вас знаний — это заблуждения и мифы? Можете ли вы без смущений и по делу ответь на возникший у ребёнка вопрос? В общем, теоретическая подкованность — это уже часть успеха.

2. Обсудите с ребёнком, готов ли он к такому разговору. Конечно, разговаривать о ВИЧ или ЗППП не стоит с совсем маленькими детьми, если в этом не существует специфической потребность (например, если детям рассказали об этом в школе, или ребёнок сам где-то услышал незнакомое слово и пришёл к вам с вопросом). Как правило, такие разговоры ведутся в младшем подростковом возрасте, когда впервые возникают вопросы сексуальности и здоровья. Первый путь самый простой — обсудить этот вопрос после того, как ребёнок сам задал вопрос по теме. Но, увы, такой вопрос может не случиться, и тогда стоит проявить бдительность и самому начать разговор. Не стоит темнить — фраза «Сегодня вечером мы с тобой кое-что обсудим» вызовет в ребёнке больше тревоги, чем любопытства. Стоит поинтересоваться у ребёнка, готов ли он уделить некоторое время, например, сегодня вечером, чтобы обсудить конкретный вопрос. Если ребёнок не готов к таким разговорам, дайте ему знать, что он всегда может обратиться к вам с вопросом. Таким образом вы уже задаёте доверительное пространство для общения, где ребёнок может не стесняться задавать вопросы.

3. Правда и ничего кроме правды. Я не устану это повторять, но честность — это одно из основных правил любого общения, вне зависимости от возраста. Дети особенно чувствительны к фальши и лжи, поэтому не стоит юлить и выкручиваться. Если вы не знаете ответа на вопрос, который задал вам ребёнок, предложите вместе его исследовать в Интернете, или скажите, что сами изучите этот вопрос и вернётесь позже с ответом. Главное здесь — сдержать обещание.

4. Давайте ту информацию, которая подходит ребёнку по возрасту. Конечно, не стоит углубляться, например, о путях передачи ВИЧ, если разговор идёт с маленьким ребёнком — ему будет достаточно информации, что вирус передаётся через кровь. Иногда стоит сделать акцент на обратном — рассказать, что вирус не передаётся через рукопожатиях, объятия, использование общих вещей, через игры. Постарайтесь говорить короткими и понятными фразами — порой, когда мы нервничаем (а такие разговоры с ребёнком всегда вызываю некоторые переживания), мы начинаем удлинять и усложнять фразы, а это здесь совершенно некстати.

5. Оставьте ребёнку пространство для вопросов. Даже если вы все разобрали по полочкам, у ребёнка всегда могут возникнуть вопросы в процессе беседы или сильно позже. Не забудьте сказать ребёнку, что он всегда может прийти к вам и задать вопрос.

Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

14 Июнь 2017

Каникулы в Полистовье начались!

В деревне Цевло стали проходить мероприятия в рамках летнего лагеря дневного пребывания на базе Цевельского сельского Клуба. В этом году...

24 Октябрь 2022

Итоги Всероссийской научно-практической конференции «Право и охрана психического здоровья: как достичь консенсуса»

Всероссийская научно-практическая конференция «Право и охрана психического здоровья: как достичь консенсуса» (далее - Конференция) состоялась 21 октября 2022 года в...

5 Июнь 2015

Итоги III Международная научно-практическая конференция «Аутизм. Вызовы и решения». Москва, Россия.

    C 21 по 23 мая 2015 года Союз охраны психического здоровья принял участие в проходившей в Москве III...

11 Ноябрь 2016

СОЧИНЯТЬ ПЕСНИ – ЛЕГКО!

Участники группы музыкальной терапии получили от ведущего задание: «придя с группы в палату, вспомнить по максимуму текст песни, которую исполняли...

13 Сентябрь 2017

Формирование медиакультуры личности

В рамках реализации Программы профилактики компьютерной зависимости школьников в МБОУ «СШ № 23» города Димитровграда Ульяновской области (Победитель конкурса «Здоровое...

11 Апрель 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ МЕЛИССЫ МЕРКАДАЛЬ-БРОТОНС, ПРЕЗИДЕНТА ВСЕМИРНОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИСПАНИЯ)

6 Июнь 2018

Негативные симптомы: как диагностировать и лечить?

Ханс Юрген Мёллер, д.м.н., почетный профессор Департамента психиатрии Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана (Германия)   Ханс Юрген Мёллер, д.м.н., с 1988 по...

20 Апрель 2016

Проф. В.Д. Менделевич, директор Института исследований проблем психического здоровья, вошел в состав Организационного комитета

Менделевич Владимир Давыдович, директор Института исследований проблем психического здоровья, заведующий кафедрой медицинской и общей психологии Казанского государственного медицинского университета, член...

29 Январь 2016

Дарлин Дж.Нимит, Со-Генеральный Секретарь Всемирного Совета по психотерапии, обратилась к участникам I Всемирного Конгресса

Дарлин Дж. Нимит, Со-Генеральный Секретарь Всемирного Совета по психотерапии, член Совета Представителей при Американской Ассоциации Психотерапевтов, доктор философии, член парламента,...

26 Июнь 2017

Гарденотерапия в Психиатрической больнице №22

  В Психиатрической больнице №22 г. Химки прошло теоретическое занятие по гарденотерапии. Погода не балует погожими денечками, и работы на мини-огороде...