Трехдневный интенсив по музыкальной терапии

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ прошёл трехдневный интенсив по музыкальной терапии по программе, разработанной клиническим психологом Антоном Черепановым. По инициативе ответственного специалиста подразделения «Медико-социальной реабилитации», психотерапевта Барановой Ольги Вячеславовны при содействии специалиста по социальной работе Шанина Вячеслава Владимировича и клинического психолога Ахмедовой Марины Магирамовны была проведена диагностика психоэмоционального состояния пациентов до и после занятий.
В мини-исследовании приняли участие 14 пациентов стационара из мужского и женского отделений: 9 и 5 человек соответственно. До и после занятий по музыкотерапии пациентам были предложены методики: исследования тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера и рисунок человека.
 
 
Не приходится говорить о получении достоверных различий до и после занятий по причине малого количества пациентов в обследуемой группе, отсутствия контрольной группы для сопоставления результатов, также не учитывались побочные факторы (мотивационные установки участников, длительность и время занятий, личность ведущего группы). Тем не менее по данным тестов можно говорить о следующих тенденциях:
  1. Снижение личностной и ситуационной тревожности после занятий. Возможно, программные занятия, увеличивающие взаимодействие между пациентами в группе, являются благоприятными для улучшения психоэмоционального состояния их участников.
  2. Снижение побуждений к возбуждающим эмоциям по тесту цветовых выборов (жёлтому, красному – меньше предпочтений, чёрному — больше). Это может свидетельствовать о более адекватной оценке восприятия действительности, а также о том, что преобладающие побуждения к стимуляции эмоций и возбуждению сменились на тенденции к переживанию грусти и печали в связи с увеличением критического отношения с собственному состоянию.
  3. В рисунках — появление более крупных черт лица и элементов, выражающих эмоции; разрозненные элементы становятся объединенными в целостную композицию. Это может указывать развитие коммуникаций пациентов, увеличение рефлексивного отношения к себе и Другому, социальную интеграцию и ощущение комфорта в группе.

В программе занятий был сделан акцент на развитие взаимоотношений между пациентами, в которых музыка являлась средством невербальной коммуникации. В упражнениях пациенты могли выразить своё состояние с помощью игры на музыкальных инструментах, танцевально-двигательной активности под музыку, пения и сочинения песен. Это способствовало снятию психоэмоционального напряжения и развития способности к эмпатии, пониманию эмоций другого человека. Особую роль играли моменты пауз и тишины после возбуждающих и громких моментов на занятиях, когда пациенты могли расслабиться, успокоиться, почувствовать своё дыхание.  Помимо полученных данных от большинства пациентов получена позитивная обратная связь и готовность продолжать занятия.

Совместная исследовательская работа специалистов ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» также стала средством сплочения между сотрудниками и материалом для дальнейшей дискуссии по улучшению качества психо-социальной реабилитации и оказания психотерапевтической помощи.
 
 
 

Похожие статьи

30 Сентябрь 2023

II Всероссийская студенческая научно-практическая онлайн конференция

По результатам II Всероссийского конкурса научно-исследовательских студенческих работ «Охрана психического здоровья: современные тенденции и перспективы» Союзом охраны психического здоровья проводится...

19 Ноябрь 2019

Заседание Оргкомитета по подготовке и проведению III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века»

19 ноября в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось очередное заседание Оргкомитета по подготовке и проведению III Конгресса «Психическое...

22 Сентябрь 2021

#РОДИТЕЛЯМ. Почему с подростками так тяжело?

Подростковый возраст труден не только для самих подростков, но и для родителей. Давайте разберемся, почему так происходит. Вы растили замечательного...

1 Июнь 2017

В Международный день защиты детей начинаем представлять проекты победителей конкурса «Здоровое поколение»

  1 июня отмечается Международный день защиты детей. Этот праздник напоминает о необходимости соблюдения прав детей, охраны их жизни и...

15 Июнь 2017

Всероссийская научно-практическая конференция «Столетие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проблемы и перспективы».

9 Июнь 2017

Радуга настроения

В мае 2017 в МБОУ «Опытненская средняя общеобразовательная школа» прошла психологическая акция «Радуга настроения». В ходе акции у учеников школы...

19 Апрель 2016

"Познавательное" чаепитие: великое в мелочах

Чай — напиток не простой. Когда чаепитие становится ритуалом, оно развивает умение видеть великое в мелочах. Мюриель Барбери Сегодня на...

22 Ноябрь 2016

Стартует #НеделеПризнаний в преддверии #ЩедрогоВторника

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство. ~Цицерон   29 ноября в рамках Международного дня благотворительности в России впервые...

9 Ноябрь 2017

ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА II КОНГРЕССА «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА XXI ВЕКА» ПРОФЕССОР РОЙ АБРАХАМ КАЛЛИВАЯЛИЛ О ПСИХИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ

24 Март 2020

Психическое здоровье детей и подростков во время вспышки COVID-19