ДЕКЛАРАЦИЯ: ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»
Преамбула и руководящие принципы
III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века» (далее — Конгресс) состоялся 8–9 октября 2021 года на онлайн платформе, организованной Союзом охраны психического здоровья (Москва, Россия).
Данное научное междисциплинарное мероприятие было организовано Союзом охраны психического здоровья в сотрудничестве с Российским обществом психиатров, Российским психологическим обществом, Общероссийской профессиональной психотерапевтической лигой, Всемирной психиатрической ассоциацией (WPA), Международной Ассоциацией по совершенствованию программ в сфере охраны психического здоровья (AMH), Всемирной Ассоциацией социальной психиатрии (WASP), Всемирным Советом психотерапии (WCP), Международной ассоциацией детской и подростковой психиатрии и смежных специальностей (IACAPAP), Международной ассоциацией прикладной психологии (IAAP), Международным колледжем личностно-ориентированной медицины.
Партнерами Конгресса выступили: Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева, Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского, Научный центр психического здоровья РАН, Московский государственный психолого-педагогический университет, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей, Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы, Научно-практический центр детской психоневрологии Департамента здравоохранения города Москвы, Федерация психологов образования России, Российская психотерапевтическая ассоциация, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Международное общество прикладной нейропсихологии (ISAN), Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, Научно-практический психоневрологический центр имени З.П. Соловьева, Научно-практический центр детской психоневрологии, Международная педагогическая академия дошкольного образования (МПАДО).
Конгресс прошел при участии ведущих российских и зарубежных ученых и экспертов в сфере охраны психического здоровья детей и подростков из 37 стран мира, при участии ВОЗ и поддержке Минздрава России, Минпросвещения России, Минобрнауки России, Минтруда России, Минспорта России, Минкультуры России.
В Конгрессе приняли участие более 10000 медицинских специалистов и специалистов иного профиля, работающих в сфере охраны психического здоровья детей и подростков, а также представители некоммерческих организаций и деловых кругов, средства массовой информации.
Представленный проект декларации был согласован российским и международным организационными комитетами и принят участниками на церемонии закрытия.
Настоящий Конгресс был направлен на создание благоприятных условий для сохранения и укрепления психического здоровья и благополучия детей и подростков, необходимых для здорового развития института семьи и общества в целом, посредством открытого обсуждения разнообразных проблем и методологий на основе междисциплинарного и межсекторного подхода.
Эта цель согласуется с Повесткой дня Организации Объединенных Наций в области устойчивого развития на период до 2030 года, принятой 193 странами – членами Организации Объединенных Наций в 2015 году, в которой признается важность укрепления психического здоровья и благополучия в задаче 3.4 и говорится о психическом здоровье и благополучии в преамбуле. Девятнадцать упоминаний о детях во всем мире включены в различные цели, в том числе о ликвидации нищеты и голода, обеспечении здорового образа жизни и качественного образования, сокращении неравенства и содействии миру. Указанная цель также согласуется с основными международными документами, касающимися психического здоровья детей и подростков, включая Комплексный план действий ВОЗ в области психического здоровья на 2013-2030 годы, Глобальную стратегию охраны здоровья женщин, детей и подростков (2016-2030 гг.), Сендайскую рамочную программу по снижению риска бедствий на 2015 — 2030 годы, Кампанию ВОЗ по правам человека , Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции, Декларацию Третьего совещания высокого уровня Генеральной Ассамблеи ООН по психическому здоровью среди неинфекционных заболеваний, Резолюцию ООН по всеобщему охвату услугами здравоохранения, Резолюцию Совета по правам человека ООН по психическому здоровью и правам человека, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Конвенцию о правах инвалидов и другие.
Участники обсудили важнейшие вопросы психического здоровья и благополучия детей и подростков в отношении: (1) ранней диагностики и профилактики психических расстройств; (2) лечения и психосоциальной реабилитации; (3) профессиональной подготовки медицинских и немедицинских специалистов по детям и подросткам; (4) состояния психического здоровья одаренных детей; (5) состояния психического здоровья наиболее уязвимых групп детей; (6) влияния физической культуры и спорта на психическое здоровье детей и подростков; (7) влияния культуры и искусства на психическое здоровье детей и подростков; (8) влияния образовательной среды на психическое здоровье детей и подростков и (9) правовых норм, признающих важность психического здоровья детей и подростков. При этом учитывались мнения всех поставщиков услуг в сфере охраны психического здоровья детей и подростков, пользователей услуг и их представителей, других заинтересованных сторон, а также культурные и социально-экономические характеристики различных регионов мира.
Известно, что примерно четверть населения мира – это дети и подростки моложе 15 лет; около 40% — это молодежь до 25 лет. В соответствии с данными ВОЗ, 10–20% населения этих возрастных категорий страдает от психических расстройств, половина которых начинается в возрасте до 14 лет, а три четверти – до 20 лет.
В связи с этим, были сделаны следующие выводы:
— Мы признаем, что профилактические меры и реабилитационные услуги на ранних этапах жизни детей для сохранения их психического здоровья, развития их физической, психологической и социальной устойчивости и экономических возможностей имеют первостепенное значение для благополучия и процветания любой социально-экономической системы современного общества.
— Мы признаем, что эмоциональное, физическое, когнитивное и поведенческое развитие ребенка во многом определяется биологическими и социальными детерминантами на различных этапах развития. Эти стадии включают ранние стадии зачатия и беременности, а также послеродовой период. Здоровое формирование мозга плода во время внутриутробного развития в течение первой тысячи дней внутриутробного развития имеет решающее значение на протяжении всей жизни для обеспечения качественного здоровья и благополучия, академического и профессионального успеха и гармоничных взаимоотношений. На следующем этапе раннего детства, когда дети становятся все более независимыми и меняют свои отношения со сверстниками и взрослыми, степень их социальной компетентности становится ключевой характеристикой некоторых психических расстройств. Затем школьный возраст становится сложным этапом, когда на здоровый психологический рост и риски для психического здоровья влияет множество факторов, в частности отношения с учителями и сверстниками, а также образовательная среда, включая цели образования, содержание и методы обучения. инструкции и соответствие учебных материалов возрасту. В дальнейшем стадия подросткового возраста, отмеченная значительными соматическими и психическими изменениями, достигающими кульминации в период полового созревания, и сильная зависимость от социальной среды обусловливают развитие множества кризисов на разных уровнях, что увеличивает риск возникновения психических заболеваний.
В контексте этапов развития ребенка:
— Мы утверждаем, что неблагоприятные политические и социально-экономические условия отрицательно влияют на развитие детей. Сюда относятся бедность, дискриминация, политическая нестабильность, насилие, вооруженные и транснациональные конфликты, экологические, природные и техногенные катастрофы, сложные жизненные ситуации и недоступность услуг в области образования и медицины.
— Мы признаем, что физическая активность, помимо снижения риска ожирения и улучшения физического здоровья, необходима также для оптимального когнитивного функционирования, снижения риска возникновения целого ряда психологических проблем: депрессии и стресс, заниженная самооценка, нарушения сна и общее снижение качества жизни. Физическая активность также широко применяется в качестве компонента реабилитационных мероприятий по адаптации и социализации детей и подростков с психическими расстройствами и/или ограниченными возможностями.
— Мы утверждаем, что культура и искусство оказывают значительное влияние на формирование устойчивого равновесия между различными психическими свойствами и процессами. Культурные ресурсы, основанные на материальном и нематериальном наследии, традиционных знаниях и навыках способствуют когнитивному и эмоциональному развитию, гармонизации внутреннего мира ребенка в процессе его развития и созревания. Исследования доказывают, что участие в художественной деятельности имеет огромные преимущества для укрепления моторики, визуального обучения, творческих способностей, решения проблем, критического мышления, успеваемости и культурной осведомленности. Ценность арт-терапии заслуживает особого упоминания, поскольку она получила официальное признание при лечении и реабилитации детей и подростков с особыми потребностями в области психического здоровья.
— Мы подтверждаем, что одаренность детей с различными особыми способностями представляет собой значительную ценность с точки зрения самооценки, достижений и социального взаимодействия, но также может привести к психологическим рискам, психическому дисбалансу или другим расстройствам в эмоционально-волевой сфере. Такие проблемы в сочетании с непониманием со стороны родителей, педагогов, психологов или медицинских работников могут привести к неправильной диагностике и лечению этих детей.
— Мы признаем, что исследования в области психического здоровья, включая психиатрию, психологию, психотерапию, неврологию, педагогику и другие смежные дисциплины, существенно продвинули клиническую практику. Это особенно очевидно в случае перехода психиатрии от преимущественно биологического подхода при терапии психических и поведенческих расстройств к комплексному био-психо-социальному подходу, и таким образом смещения акцента помощи в сторону психосоциальной реабилитации и, по возможности, полного выздоровления и интеграции в общество лиц, страдающих психическими, поведенческими, психосоматическими и неврологическими расстройствами, что позволяет, в свою очередь, расширить сотрудничество в рамках многопрофильной команды специалистов.
— Мы с уважением относимся к сегодняшнему вкладу экспертов в области развития детей из разных стран и приветствуем вклад новых теоретиков, клиницистов и исследователей всего мира в дальнейшее развитие этой важной области.
С учетом вышеизложенного мы обязуемся:— проводить раннюю диагностику нарушений развития ребенка с момента рождения, тем самым обеспечивая своевременное вмешательство специалистов различного профиля и быстро инициируя процесс реабилитации и социализации детей с особыми потребностями;- повысить эффективность диагностики наследственных заболеваний и синдромов, сопровождающихся умственной отсталостью;- способствовать формированию всеобъемлющего и целостного взгляда на лечение и реабилитацию детей и подростков с психическими расстройствами, используя интегрированный био-психосоциальный подход, ориентированный на человека;- обеспечивать соответствующее обучение для будущих родителей задолго до зачатия, а также наблюдение и регулярное обследование будущих мам на протяжении всей беременности, оказание качественной акушерско-гинекологической помощи; — оказывать роженицам психотерапевтическую помощь для предотвращения развития соматической, гинекологической и психической патологии;- разрабатывать, предлагать и поддерживать на постоянной основе высшие стандарты образования и обучения для медицинских и немедицинских специалистов для обеспечения основных компетенций, связанных с базовыми стратегиями охраны психического здоровья детей и подростков, в таких областях, как медицина, психиатрия, психотерапия, психология, неврология, образование, социальная работа, культура и искусство, физическая культура и спорт, других смежных областях академических, исследовательских и практических дисциплин. Такое обучение также распространяется на родителей и опекунов; — гарантировать, что такие компетенции помогут детям и подросткам: (1) повышать их когнитивные, социальные, эмоциональные и поведенческие способности; (2) развивать позитивную идентичность; (3) повышать устойчивость к стрессу; (4) развивать умение управлять межличностными и социальными отношениями; (5) избегать деструктивного поведения; (6) предотвращать издевательства, домогательства и межличностное насилие; (7) предотвращение депрессии и самоубийства; (8) предотвращать расстройства пищевого поведения, химическую и нехимическую зависимость; (9) поддерживать соответствующее возрасту сексуальное и репродуктивное здоровье; (10) другое;- применять в рамках образовательного процесса научно обоснованные модели и передовой опыт, включая программы по подготовке волонтеров в подростковой среде к работе со сверстниками по продвижению ценностей здорового образа жизни; а также подход, разработанный ВОЗ, который подчеркивает важное влияние школы на психическое и физическое здоровье и благополучие учащихся.
В отношении детей с особыми потребностями мы обязуемся:— В отношении одаренных и талантливых детей, мы обязуемся создавать гибкую образовательную и социальную среду для их познавательного и личностного развития, а также развивать, предлагать и поддерживать на постоянной основе высочайший уровень образования и обучение родителей и опекунов, педагогов и школьных психологов для обеспечения основных навыков, связанных с потребностями этих детей.- В отношении детей, оставшихся без попечения родителей, мы обязуемся создавать, насколько это возможно, благоприятные условия для их развития с помощью различных услуг, включая предоставление приемных родителей или опекунов, достойных условий жизни в детских домах или школах-интернатах со специализированными программами и специализированной подготовкой учителей и персонала, приемных родителей и опекунов.- В отношении детей из семей, которые являются беженцами и мигрантами; детей, затронутых вооруженными и транснациональными конфликтами, экологическими и техногенными катастрофами и стихийными бедствиями, мы обязуемся разрабатывать национальные и международные программы, обеспечивающие доступ к образованию, жилью, социальной помощи, психическому здоровью и юридическим услугам в контексте мероприятий по снижению риска бедствий.- В отношении детей — несовершеннолетних правонарушителей, мы обязуемся разрабатывать и внедрять программы, направленные на их личностное развитие, а также улучшение окружающей среды, социальных условий, используя все возможные государственные и общественные ресурсы.- В отношении детей, страдающих психическими расстройствами, мы обязуемся предоставлять качественные услуги по лечению, реабилитации, социализации и развитию, используя интегрированный био-психосоциальный подход, ориентированный на индивидуальные особенности каждого ребенка.
В отношении всех детей и подростков мы обязуемся:
— продвигать программы, направленные на повышение физической активности, занятости в сфере культуры и искусства, как значительный ресурс для здорового развития детей и подростков;
— уважать и понимать взгляды и потребности детей и подростков с особенностями психического развития;
— признавать психосоциальную реабилитацию важнейшим элементом лечения;
— разрабатывать и внедрять новаторские подходы к психообразованию для детей с психическими расстройствами и членов их семей, а также для различных групп населения;
— применять инклюзивный подход, уважающий вклад многих дисциплин и способствующий многомерному, междисциплинарному, межведомственному и межотраслевому взаимодействию на местном, национальном и международном уровнях в рамках интегрированной и всеобъемлющей системы охраны психического здоровья;
— поддерживать связь между академическими кругами и практиками, постоянно участвуя и находясь в курсе исследований в обсуждаемой области, особенно связанных с передовой практикой и подходами, основанными на фактических данных;
— соблюдать международные стандарты и этические принципы профессиональной практики, исследований и образования в соответствии с национальными приоритетами, политикой и ресурсами;
— обеспечивать уважение к культурным традициям, обычаям и системам духовных убеждений народов;
— стремится к тому, чтобы образование в области психического здоровья было сосредоточено на искоренении стигмы, всякого рода дискриминации и маргинализации психических расстройств на всех уровнях и для всех участников;
— развивать активное взаимодействие с сетью первичной медико-санитарной помощи для достижения эффективной профилактики, интеграции лечения, а также снижения экономического и социального бремени психических расстройств.
— активно изучать и применять там, где это полезно, современные инновационные технологии и методы профессионального образования в области психического здоровья, в частности, электронное и дистанционное обучение и другие технологические инструменты;
— пропагандировать важность и актуальность просвещения и подготовки в области психического здоровья на уровне политиков и государственных органов власти;
— добиваться финансирования, которое необходимо для выполнения вышеуказанных обязательств, с обращением ко всем правительственным, неправительственным, государственным и частным источникам.
В заключении:
Мы, участники III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века», исходя из вышеуказанных руководящих принципов и обязательств, призываем все заинтересованные стороны к сотрудничеству и действиям, направленным на повышение ценности здорового образа жизни; увеличение доступности ресурсов, необходимых для оказания профессиональной помощи и предоставления услуг в сфере охраны психического здоровья, с конечной целью достижения наивысшего уровня психического здоровья и благополучия на благо наших детей, которые являются основой и надеждой для нашего общества во всем мире.
Члены российских и международных организационных комитетов представляют Союз охраны психического здоровья, Российское общество психиатров (РОП), Российское психологическое общество (РПО), Общероссийскую профессиональную психотерапевтическую лигу (ОППЛ), Всемирную психиатрическую ассоциацию (WPA), Всемирную ассоциацию социальной психиатрии (WASP), Всемирный совет по психотерапии (WCP), Международную ассоциацию прикладной психологии (IAAP), Международную ассоциацию по улучшению программ психического здоровья (AMH), Международную ассоциацию детской и подростковой психиатрии и смежных профессий (IACAPAP), Международный колледж личностно-ориентированной медицины и Всемирную ассоциацию динамической психиатрии (WADP).