Музыкой пробудить активную роль самого человека в его реабилитации

В ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» продолжаются занятия по музыкальной терапии, которую посещают более половины пациентов, участвующих в программе медико-социальной реабилитации, реализуемой при поддержке Союза охраны психического здоровья.
Ведущий группы музыкотерапии, клинический психолог, эксперт  Союза охраны психического здоровья Антон Черепанов поясняет, как музыкальная терапия помогает пациентам: «Сессии музыкальной терапии помогают нашим пациентам в достижении ряда терапевтических целей, улучшают их коммуникации и делают процесс выздоровления более эмоциональным, интересным. И главной, на мой взгляд, – развивают мозг и пробуждают чувство субъектности, активизируют роль самого человека в процессе его реабилитации».
 
 
Например, припоминание песен и способность воспроизвести их способствуют развитию когнитивных способностей. С приобретением навыков игры на музыкальных инструментах пациенты лучше концентрируются, запоминают ритмические рисунки и мелодические ходы: от простых к более сложным.
Безусловно, занятия в группе способствуют развитию коммуникативной сферы. Обычно в группе царит дружественная атмосфера, в которой участники могут почувствовать принятие, поддержку, начинают доверять и раскрываться в творческом процессе. Показательно, что по завершению занятия никто не торопится расходиться, а стремится к общению с другими.
 
 
Для большей части пациентов, интеллект которых не позволяет углубляться в психотерапевтические ньюансы динамического процесса, группа музыкотерапии является прекрасным рекреационным ресурсом и средством развивающего досуга. Зачастую участники говорят, что им нравится приходить на занятия, потому что это весело, интересно, даёт новые впечатления и полезную информацию.
Иногда кто-то из участников группы предъявляет запрос, с которым хотел бы поработать, тогда ведущий помогает найти подходящую музыкальную форму. Как правило, такая работа способствует развитию осознания, важного в терапии.
 
 
История из практики. Однажды из участниц пришла на занятие после долго отсутствия. Она сказала, что рада снова видеть группу и предложила сыграть инструментальную композицию в качестве приветствия. Группа согласилась и стала слушать мелодичную игру этой девушки на глюкофоне. Через минуту участникам захотелось подыграть ей, но как только потихоньку зазвучали аккомпанирующие колокольчики и шейкеры, – она сразу прекратила играть.
Ведущий поделился своим наблюдением: «Судя по этой красивой музыке, похоже, что Вы действительно рады видеть нас. Когда мы начали подыгрывать, Вы сразу прекратили… Как думаете, что это могло бы значить?».
На мгновение пациентка задумалась и, слегка улыбнувшись, продолжила играть. Она ничего не ответила словами, но подняв взгляд на группу, дала понять, что готова попробовать сыграть вместе. Ей снова стали подыгрывать колокольчики и шейкеры, а за ними гитара и барабан, общая композиция стала насыщенной звуком и полной радости встречи.
Когда музыка закончилась, группа пребывала в состоянии глубокой удовлетворённости. Девушка сказала: «Спасибо, что мы сыграли вместе!», и поделилась инсайтом о том, что ей непросто быть созвучной с другими, но этот опыт дал ей возможность сделать иначе.
 

Похожие статьи

15 Февраль 2022

VIII Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье: современные тенденции и перспективы»

29 Декабрь 2016

С новым годом счастья!

Союз охраны психического здоровья поздравляет всех с наступающим Новым годом! В преддверии праздника позвольте пожелать вам, чтобы жизнь менялась только...

1 Июль 2019

Ежегодный доклад ЮНИСЕФ

В 2018 году ЮНИСЕФ создал Стратегический план на 2018–2021 годы, в котором закреплены основные положения Конвенции о правах ребенка.  Стратегия...

27 Июнь 2017

Охрана психического здоровья: современные вызовы

Статья Натальи Треушниковой «Охрана психического здоровья: современные вызовы» вышла в свежем номере журнала «Кто есть Кто в медицине» №3 (86)...

5 Апрель 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: Экспертное мнение профессора Хоакин Фуэнтес (Испания)

Хоакин Фуэнтес, доктор медицины, главный врач детской и подростковой психиатрии поликлиники Гипускоа, консультант по исследованиям Общества аутизма GAUTENA. Разработчик программного...

24 Май 2022

Рубрика "Прямая речь": стенограмма выступления Н.В.Треушниковой

Опубликован второй номер журнала имени П.Б.Ганнушкина (главный редактор - профессор П.В.Морозов). Большой и всеобъемлющий обзор по проблеме алкоголизма представили И.А.Федотов (Рязань) и...

6 Июль 2018

Конкурс «Здоровое поколение» Книга в моей жизни.

Участники проекта «Книга в моей жизни», реализация которого проходит при финансовой поддержке Союза охраны психического здоровья в рамках IV Общероссийского конкурса...

29 Май 2020

Студия «Артнаив» заработала ONLINE

Студия «Артнаив», созданная при поддержке Союза охраны психического здоровья, для «особенных» художников работает уже более двух лет. Ребята привыкли и...

6 Июнь 2022

#ПОДРОСТКАМ. Интроекты – что делать?

Интроекты — это установки, которые были внедрены в нашу жизнь кем-то другим. Чаще всего этими «другими» оказываются наши родители, но...

25 Август 2016

Ханс-Хорст Конколевски, Генеральный секретарь Международной ассоциации социального обеспечения (ISSA), представит один из ключевых докладов