Сюсюканье с детьми способствует их когнитивному развитию

Говорить с младенцем на более понятном ему языке полезно не только для его развития, но и для психики. По мнению специалистов, ребёнок понимает, когда взрослые обращаются именно к нему, и, соответственно, на это реагирует. Подробнее о том, когда можно и нужно сюсюкать с детьми, а когда следует это завершать, – читайте в материале (https://dobro.press/novosti/stoit-li-susukat-s-detmi-otvechaut-psihologi) .

Комментарий клинического психолога, психолога вМесте Дарьи Ведмицкой:

Проведя масштабное исследование, ученые выявили и объяснили то, что на бытовом уровне было давно понятно и очевидно для мам и специалистов, которые работают с детьми — сюсюканье полезно для развития ребенка.
Увидев младенца, волей-неволей многие из нас строят смешное лицо и начинают особенным образом разговаривать — речь становится более плавной, размеренной, мелодичной, с растянутыми гласными. То, что мы по привычке называется сюсюканьем, исследователи называют младенческим языком.

Годы эволюции не прошли даром — взрослые автоматически начинают сюсюкаться с детьми, и это не просто так. Различными исследованиями подтверждено, что дети лучше реагируют именно на такой способ коммуникации. Среди огромного количества аудиального шума ребенок должен вычленить именно тот, что адресован ему, и сфокусировать на нем свое внимание. Именно плавная, мягкая и распевная речь быстрее всего способна обратить на себя внимание малыша.
Нейрофизиологи говорят нам о том, что именно в ответ на сюсюканье, а не на взрослую и серьезную речь дети более активно начинают продуцировать ответную реакцию в виде… собственной речи. Более того — дети не только быстрее ориентируются на младенческий язык, но и проще усваивают информацию, которая была донесена до них таким образом.

Чем еще полезно сюсюкание?

Формирование привязанности
Именно в процессе обоюдного взаимодействия, милого и непонятного порой для посторонних воркования, между мамой и младенцем формируется привязанность, то есть особый тип отношений, который в дальнейшем формирует всю специфику общения уже выросшего ребенка с окружающими. Чем больше и чаще мама взаимодействует с ребенком на понятном для него уровне, тем более любопытным и открытым миру будет рости малыш.

Формирование эмоционального багажа
Сюсюканье — это не только специфичная речь, но и особым образом обогащенная мимика. Взрослый человек зачастую бессознательно ярче демонстрирует эмоции на своем лице, общаясь с младенцем, что помогает ребенку познакомиться с огромной гаммой различных эмоциональных реакций. Таким образом, вырастая, ребенок учится лучше определять свои собственные эмоции, а также эмоции других людей.

Развитие речевых реакций
Как уже было сказано, именно сюсканье чаще вызывает ответную реакцию со стороны ребенка. Соответственно, чем чаще мы будем обращаться к такому формату взаимодействия, тем быстрее ребенок начнет демонстрировать нам свою речевую продукцию. Казалось бы, это довольно очевидный факт, но, к сожалению, не все родители к нему прислушиваются.

Может ли сюсюканье навредить ребенку?
Безусловно, испортить можно любую положительную задумку. Сюсюканье особенно актуально для детей до полутора-двух лет. К тому моменту у ребенка уже достаточно развит свой собственный речевой аппарат, он уже хорошо ориентируется на слух и воспринимает любого рода речь, даже «взрослую», поэтому постепенно необходимость в сюсюканье отпадает сама собой. Но, к сожалению, не все готовы смириться с тем, что малыш растет и становится все более и более самостоятельным, так что если сюсюканье сопряжено с таким же отношением (не соответствующим возрасту), то есть риск того, что ребенок вырастет более инфантильным.

Когда точно стоит перестать сюсюкаться?
Постепенно эта манера речи отпадает сама собой, так, что родитель даже этого не замечает. Однако, если вы понимаете, что время идет, а сюсюкать вы не перестаете, то придется приложить усилия и обратить внимание на то, как ребенок реагирует на разные варианты обращенной к нему речи. Если одинаково, то придется собственными усилиями отучать себя сюсюкаться, но такое случается довольно редко.
Со всеми ли детьми работает сюсюканье?Специалисты и мамы заметили, что не все дети реагируют на обращенную к ним речь в форме сюсюканья. Дальнейшие исследования показали, что на такой формат не реагировали дети с дислексией — это расстройство, которое затрудняет распознавание слов. В таком случае с детьми следует говорить с ровной интонацией, неспешно, хорошо артикулируя слова.

Как правило, специально перестраиваться не приходится — мамы быстро интуитивно понимают, какая форма общения подходит именно для ее малыша.

Стоит обратиться к опыту старших поколений — у них чаще всего не было возможности каким-то образом специально развивать детей. Ребенок всегда и повсюду сопровождал родителя, и родитель или другие окружающие взрослые проговаривали все совершаемые ими действия слух, или же просто «болтали» с ребенком. Такой вклад в развитие может оказаться гораздо более ценным, чем несколько часов «развивашек» в неделю.

Дарья Ведмицкая, клинический психолог, психолог вМесте, преподаватель МГППУ.

Комментарий для ДоброЖурнал https://dobro.press/

Похожие статьи

12 Декабрь 2015

Премьера экопроекта "Деревья"

На базе ГАУЗ МО "Психиатрическая больница 22" прошла премьера экопроекта "Деревья" (автор - руководитель театра "Волшебная мышь" Кустарева Марина Владиленовна)....

15 Ноябрь 2016

Мотив искупления в волшебных сказках

  Предлагаемая читателю книга написана на основании курса лекций, прочитанного автором студентам института К. Г. Юнга в Цюрихе. Автор предлагает...

30 Июль 2016

Гордана Милавич, Сопредседатель секции Всемирной психиатрической ассоциации (WPA) «Детская и подростковая психиатрия», сопредседатель Пленарного заседания по детству, выступит с докладом

30 Январь 2018

«Суфийские Мотивы» Театр-студия «Круг II»

31 января в 19:00 в ТЕАТР.DOC, при поддержке Комитета Общественных Связей города Москвы, пройдет спектакль «Суфийские Мотивы» Интегрированного театра-студии «Круг II» (подразделение РО МОО «Равные...

20 Май 2016

V Межрегиональный Фестиваль творчества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья "Виктория"

С 20 по 22 мая 2016 года на базе Парк-отеля «Ярославль» проходит V Межрегиональный Фестиваль творчества молодых людей с ограниченными...

12 Август 2019

Поведенческие науки: глобальный вопрос

Поведенческие науки являются мощным инструментом, которым могут пользоваться отдельные лица, компании и правительства, чтобы стимулировать ответственное принятие решений и для улучшения качества жизни. Помогая...

11 Июль 2022

Победитель Всероссийского конкурса научно-исследовательских студенческих статей: Исследование по выявлению психологических причин нарушений пищевого поведения людей

21 Август 2019

Доклад ВОЗ о глобальной табачной эпидемии 2019 г.

Многие правительства добиваются успехов в борьбе против табака. Об этом свидетельствуют данные исследований, в которых численность населения, защищенного национальными политиками...

12 Ноябрь 2020

Дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации: юридическая психология в современной России

«КОЧЕНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ—2020. ПСИХОЛОГИЯ И ПРАВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»   Всероссийская онлайн конференция с международным участием «Коченовские чтения—2020. Психология и право...

14 Апрель 2021

Арт-терапевтические средства в реализации психологической поддержки семей с особым ребенком

Кокоренко Виктория Леонидовна, к.психол.н., доцент, учитель-олигофренопедагог, эксперт в области арт-терапии. В настоящее время специалисты большое внимание уделяют работе с семьей,...