«Слово пацана» — криминализация, романтизация или?
Вряд ли среди нас найдется активный пользователь Интернета, который еще ни разу не слышал о сериале «Слово пацана».
В центре сюжета — молодежь Казани конца восьмидесятых. Меховые шапки, куртки-аляски, «Ласковый май» из колонок… а еще мошенники-напёрсточники и уличные банды.
Почему нам так нравится смотреть фильмы и сериалы о трудных временах?
В годы экономической, политической, социальной нестабильности люди пытаются найти любую опору, которая им доступна. Увы, но не всегда этой опорой будет что-то положительное вроде семейной поддержки, нового хобби или соблюдения баланса между рабочей и личной жизнью. Кто-то избирает деструктивные способы ухода от реальности, что толкает нас в сторону зависимостей.
В такие периоды мы склонны смотреть назад — в уже имеющийся у нас опыт прошлых поколений, который чем-то схож с нашим положением (эту идею, кстати, подтверждает статистика книжных продаж — особенной популярностью уже несколько лет пользуются биографии Сталина, книги о разных периодах истории XX века, а еще книга психолога Виктора Франкла, который описал свой опыт пребывания в концлагере.
Восьмидесятые — это время, которого многие люди старших поколений вспоминают с ностальгией, однако, никто не скрывает и того, что было трудно — время дефицита множества товаров, трудной работы, война в Афганистане, авария на Чернобыльской АС. Постепенно в Советы просачиваются западные веяния. Безусловно, неизвестность пугала, но у молодежи была она — надежда.
И вот сейчас, в 2023 году, с замиранием сердца наблюдает за тем, как их ровесники справлялись с жизненными трудностями, как они принимали решения в соответствии с их ценностями и идеалами.
Почему мы так очарованы Андреем, Маратом и Адидасом?
У каждого из этих молодых парней есть собственная драма, вопреки которой они всеми силами стараются достичь собственной мечты. Андрей вынужден рано повзрослеть, Марат всеми силами старается показать независимость от своих родителей и выйти из тени старшего брата, а еще Адидас, который видел все ужасы войны и теперь должен научиться вести «нормальную» жизнь, вернувшись из ситуации, где он видел гибель своих товарищей.
Вопреки собственной воле эти пацаны попали в замес времени. Их не спрашивали, хотят ли они становиться мошенниками — во многом сама ситуация подталкивала их к такому решению. Но помимо ситуации у каждого из них есть еще и представления о чести (и мы видим, как собственные ценности Марата в один момент попадают в конфликт с ценностями группы; а вот кто победит — Марат или «честь пацана», нам еще только предстоит узнать).
В юных мальчишках мы видим трагических героев — за свое решение оказаться в банде они платят кровью, и не всегда своей. Но мы все восхищаемся их стойкостью, решимостью, готовностью в любой момент исполнить серенаду для возлюбленной, вписаться в драку, защищая слабого (хотя, на примере Кощея мы видим, что так было далеко не всегда).
Многие говорят о том, что такие сериалы романтизируют насилие. Конечно, трудно смотреть без придыхания на по уши влюбленного Андрея, или не хихикать, наблюдая за первыми попытками Адидаса подкатывать к медсестре. Но романтизирует ли он драки, гибель?.. отнюдь.
Мы не можем делать вид, что такого периода истории не было. Многие очевидцы говорят о том, что именно так все и было — улицей на улицу, отстаивая свои представления о чести (своими методами и свои представления о чести, конечно), с серьезными физическими увечьями и насилием. Но фильм этого и не скрывает.
Единственное, что мы романтизируем в этом сериале — так это образы главных героев. Но не стоит забывать о том, что мы говорим о сериале — то есть о художественном отображении реальности, где у нас должны быть героям, чтим испытаниям мы бы сочувствовали.
Если бы показанные банды состояли из одних Кощеев, смотрели бы мы сериал? Вряд ли. Уж по крайней мере от точно не был бы столь популярен.
Не стоит искать «демонов» во всем, что нас окружает.
Дарья Ведмицкая, эксперт Союза охраны психического здоровья, психолог проекта «вМесте», преподаватель МГППУ.