RU EN

#РОДИТЕЛЯМ. Зона ближайшего развития — что необходимо знать каждому родителю.

Активный рост ребенка сопровождается ежедневными открытиями. Родители, зачарованно глядя на свое чадо, задаются вопросом — когда же и как ребенок научился тому или иному действию, забывая, сколько часов было посвящено «пустым разговорам», агуканьям, регулярным проговариванием стишков и песенок, совместным занятиям и прочим милым занятиям.

В отечественной психологии имя Льва Семеновича Выготского произносят с некоторым влюбленным придыханием — за свою короткую жизнь этот человек исследовал несметное количество важных вопросов в сфере детской психологии и психологии развития. Большим уважением он пользуется и за рубежом — термин «зона ближайшего развития» знаком всем специалистам.

Строго говоря, Выготский ввел два понятия — зона ближайшего развития и зона актуального развития. Давайте разберемся, чем эти понятия отличаются, и почему о них важно знать.

Зона актуального развития — это все те психические функции и навыки, которые ребенок освоил на сегодняшний момент. Это значит, что он может продемонстрировать самостоятельное выполнение того или иного действия. Слово самостоятельно здесь стоит выделить тремя чертами — это значит без помощи взрослого. С возрастом количество таких навыков увеличивается, а значит, расширяется и зона актуального развития ребенка.

Зона ближайшего развития — это все те действия и навыки, которые ребенок сегодня может совершить только с помощью взрослого, а позже уже начнет выполнять их самостоятельно.

Давайте попробуем на примере. Если дать ребенку двух лет калькулятор, то он хаотично начнет нажимать на клавиши, стучать им об пол, в общем, использовать не по назначению, даже если мы потратим какие-то время на объяснение, что такое калькулятор и как он работает. Двухлетке на это совершенно все равно — у калькулятора есть шанс ему понравиться только в том случае, если он разноцветный. Этот предмет еще не находится в его зоне интересов, в его зоне актуального или ближайшего развития.

Теперь представим ребенка лет шести-семи. Он уже обладает некоторыми знаниями в арифметике — знает числа и умеет решать простые примеры, но стоит озвучить задачку с числами, состоящими из нескольких десятков, и ребенок тут же теряется. Потенциально он знает, как происходит сложение, но такие большие числа пока ему не подвластны. И тут на сцене появляется он всезнающий взрослый, который держит в руках калькулятор. Ребенок понимает, что эта маленькая штука умеет считать, но пока не понимает, как он работает — взрослый объясняет, как вводить цифры, выбирать арифметическую операцию, получать результат. Совместно со взрослым ребенок вводит свои первые примеры, начинает проверять, а правда ли он может складывать «вооот такие большие числа». Он может сперва забыть, какие клавиши нужно нажимать, запинаться, но взрослый подхватывает его, поправляет и направляет в нужное русло. Все эти действия происходят в зоне ближайшего развития ребенка.

«Поиграв» несколько раз с ребенком в калькулятор, со временем родитель замечает, что его помощь ребенку не нужна — тот самостоятельно справляется с управлением этим сложным агрегатом (здесь, конечно, родители огорчаются, понимая, что калькулятор встал на службу зла и будет использован на уроках математики, но это уже другая история). Когда ребенок научился самостоятельно использовать калькулятор, этот навык перешел в его зону актуального развития.

Прозорливый родитель может задать сейчас вопрос — получается, что совместная деятельность с ребенком в зоне его ближайшего развития помогает расширять зону его актуального развития? Но ведь это и без того было очевидно.

С одной стороны — да, это очевидно. С другой стороны, если взять пример из другой возрастной категории, то все окажется не так просто. Например, родители часто упрекают детей, что те им не помогают — не могут помыть посуду, постирать что-то. Озвучиваются упреки: «да в твоем возрасте пора бы уже уметь это делать!». Но как ребенок может что-то уметь, если его никто никогда этому не учил? Если до этого родители вечно отодвигали его от бытовых задач, потому что самому сделать проще и быстрее? Да, конечно, проще и быстрее, но в этот момент ребенок мог бы начать медленно осваивать навыки, которые пригодились бы ему в будущем…

Лев Семенович поразил всех своим открытием, сказав, что один шаг в обучении помогает свершиться ста шагам в развитии. Как эффективнее организовать обучение, чтобы оно способствовало развитию — об этом мы поговорим в ближайшее время. А пока оставайтесь вМесте с нами и задавайте вопросы о зоне актуального и ближайшего развития. Дария Ведмицкая, психолог проекта вМесте

Похожие статьи

5 Март 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: Профессор Элиот Сорель (США)

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: Профессор Элиот Сорель (США)   «Во время беременности и в течение первых тысячи дней развитие мозга...

12 Март 2021

Защита права людей с ограниченными возможностями на интеграцию в общество через культуру и искусство

Кафедра ЮНЕСКО от имени своих партнеров из Университета Мейнут приглашает на первое онлайн-мероприятие их нового проекта «Защита права на культуру...

14 Декабрь 2016

Мы варим мыло, а Вы?!

Сегодня на базе ГАУЗ МО "Психиатрическая больница №22" в рамках цикла реабилитационных программ прошел очередной мастер-класс из цикла «Мыльное чудо своими...

25 Январь 2022

25 января 2022 г. состоялась рабочая встреча с представителями от Брянской области в рамках подготовки VII Фестиваля реабилитационных программ «Другие?»

17 Март 2020

Доказательное лечение посттравматического стрессового расстройства

Анке Элерс, профессор экспериментальной психопатологии Университета Оксфорда (Великобритания)   В первые дни и недели после травматического события, такого как межличностное...

23 Май 2016

"ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ" ЧАЕПИТИЕ

“Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине...

1 Ноябрь 2022

ПроЖизнестойкость и психическое здоровье

Октябрь - месяц охраны психического здоровья

15 Июнь 2017

Всероссийская научно-практическая конференция «Столетие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проблемы и перспективы».

12 Ноябрь 2018

Психическое и физическое здоровье

Люди с тяжелыми психическими расстройствами, такими как тяжелая депрессия, биполярное расстройство и шизофрения, обычно умирают на 10-20 лет раньше, чем...

5 Август 2016

Психическое здоровье в жизненном цикле человека

Различные подходы к сохранению психического здоровья должны учитываться на протяжении всего жизненного цикла человека. Качество психического здоровья на одном из...