RU EN

#РОДИТЕЛЯМ. Зона ближайшего развития — что необходимо знать каждому родителю.

Активный рост ребенка сопровождается ежедневными открытиями. Родители, зачарованно глядя на свое чадо, задаются вопросом — когда же и как ребенок научился тому или иному действию, забывая, сколько часов было посвящено «пустым разговорам», агуканьям, регулярным проговариванием стишков и песенок, совместным занятиям и прочим милым занятиям.

В отечественной психологии имя Льва Семеновича Выготского произносят с некоторым влюбленным придыханием — за свою короткую жизнь этот человек исследовал несметное количество важных вопросов в сфере детской психологии и психологии развития. Большим уважением он пользуется и за рубежом — термин «зона ближайшего развития» знаком всем специалистам.

Строго говоря, Выготский ввел два понятия — зона ближайшего развития и зона актуального развития. Давайте разберемся, чем эти понятия отличаются, и почему о них важно знать.

Зона актуального развития — это все те психические функции и навыки, которые ребенок освоил на сегодняшний момент. Это значит, что он может продемонстрировать самостоятельное выполнение того или иного действия. Слово самостоятельно здесь стоит выделить тремя чертами — это значит без помощи взрослого. С возрастом количество таких навыков увеличивается, а значит, расширяется и зона актуального развития ребенка.

Зона ближайшего развития — это все те действия и навыки, которые ребенок сегодня может совершить только с помощью взрослого, а позже уже начнет выполнять их самостоятельно.

Давайте попробуем на примере. Если дать ребенку двух лет калькулятор, то он хаотично начнет нажимать на клавиши, стучать им об пол, в общем, использовать не по назначению, даже если мы потратим какие-то время на объяснение, что такое калькулятор и как он работает. Двухлетке на это совершенно все равно — у калькулятора есть шанс ему понравиться только в том случае, если он разноцветный. Этот предмет еще не находится в его зоне интересов, в его зоне актуального или ближайшего развития.

Теперь представим ребенка лет шести-семи. Он уже обладает некоторыми знаниями в арифметике — знает числа и умеет решать простые примеры, но стоит озвучить задачку с числами, состоящими из нескольких десятков, и ребенок тут же теряется. Потенциально он знает, как происходит сложение, но такие большие числа пока ему не подвластны. И тут на сцене появляется он всезнающий взрослый, который держит в руках калькулятор. Ребенок понимает, что эта маленькая штука умеет считать, но пока не понимает, как он работает — взрослый объясняет, как вводить цифры, выбирать арифметическую операцию, получать результат. Совместно со взрослым ребенок вводит свои первые примеры, начинает проверять, а правда ли он может складывать «вооот такие большие числа». Он может сперва забыть, какие клавиши нужно нажимать, запинаться, но взрослый подхватывает его, поправляет и направляет в нужное русло. Все эти действия происходят в зоне ближайшего развития ребенка.

«Поиграв» несколько раз с ребенком в калькулятор, со временем родитель замечает, что его помощь ребенку не нужна — тот самостоятельно справляется с управлением этим сложным агрегатом (здесь, конечно, родители огорчаются, понимая, что калькулятор встал на службу зла и будет использован на уроках математики, но это уже другая история). Когда ребенок научился самостоятельно использовать калькулятор, этот навык перешел в его зону актуального развития.

Прозорливый родитель может задать сейчас вопрос — получается, что совместная деятельность с ребенком в зоне его ближайшего развития помогает расширять зону его актуального развития? Но ведь это и без того было очевидно.

С одной стороны — да, это очевидно. С другой стороны, если взять пример из другой возрастной категории, то все окажется не так просто. Например, родители часто упрекают детей, что те им не помогают — не могут помыть посуду, постирать что-то. Озвучиваются упреки: «да в твоем возрасте пора бы уже уметь это делать!». Но как ребенок может что-то уметь, если его никто никогда этому не учил? Если до этого родители вечно отодвигали его от бытовых задач, потому что самому сделать проще и быстрее? Да, конечно, проще и быстрее, но в этот момент ребенок мог бы начать медленно осваивать навыки, которые пригодились бы ему в будущем…

Лев Семенович поразил всех своим открытием, сказав, что один шаг в обучении помогает свершиться ста шагам в развитии. Как эффективнее организовать обучение, чтобы оно способствовало развитию — об этом мы поговорим в ближайшее время. А пока оставайтесь вМесте с нами и задавайте вопросы о зоне актуального и ближайшего развития. Дария Ведмицкая, психолог проекта вМесте

Похожие статьи

24 Январь 2017

8 Всемирный конгресс по психотерапии «Жизнь и любовь в XXI веке»

"Конфликты зарождаются в разуме человека, и только человеческому разуму под силу их разрешить" Фрагмент речи Дост. Праюдха Паютто, ЮНЕСКО, 1994...

11 Февраль 2019

Презентация книги “Выдающиеся психиатры ХХ века”

7 февраля в клубе КПБ имени Алексеева состоялась презентация книги "Выдающиеся психиатры XX века". Издание представляет сборник  биографий зарубежных исследователей, малоизвестных российской публике. В...

11 Декабрь 2019

Конкурс «Здоровое поколение». Душевные ресурсы

Муниципальная профилактическая программа «Душевные ресурсы», поддержанная грантом Союза охраны психического здоровья, набирает темп. Очередной методический четверг выдался тёплым и солнечным,...

6 Октябрь 2016

Круглый стол "Отношения с пациентом: этические аспекты" в предверии Конгресса "Психическое здоровье человека 21 века"

Один день до начала работы Конгресса "Психическое здоровье человека XXI века", а наши эксперты уже в погружены в работы на...

17 Май 2016

Под эгидой ВОЗ в Москве пройдет Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века» 7-8 октября 2016 года.

Сегодня психические заболевания являются серьезной проблемой для государств, наносящей многомиллиардный ущерб их экономикам. Так, психические заболевания, приводящие к потере трудоспособности...

5 Июль 2018

Конкурс «Здоровое поколение». Бабушкины сказки!

  В Центральной детской библиотеке города Тольятти прошла очередная встреча в рамках проекта «Бабушкины сказки». В субботнее утро в библиотеку...

13 Июль 2017

Объявляется Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание»

  Союз охраны психического здоровья объявляет Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание». К участию в...

16 Сентябрь 2021

В России создан Совет некоммерческих организаций в сфере охраны психического здоровья при Российском обществе психиатров

15 сентября 2021 года состоялось первое заседание Совета некоммерческих организаций в сфере охраны психического здоровья при Российском обществе психиатров –...

5 Февраль 2016

Эффект Медеи

Что это за страшная эпидемия? Молодые матери теряют материнский инстинкт, лишаются здравого смысла? Кто-то считает этих этих женщин чудовищами, а...

23 Август 2016

"АнтиПаника" - мобильная таблетка, мобильный психотерапевт – миф или реальность?

Все эти слова теперь не миф, а реальность первого профессионального российское мобильное приложение «АнтиПаника», разработанного коллективом профессиональных психологов «Института креативной...