#РОДИТЕЛЯМ. Зона ближайшего развития — что необходимо знать каждому родителю.

Активный рост ребенка сопровождается ежедневными открытиями. Родители, зачарованно глядя на свое чадо, задаются вопросом — когда же и как ребенок научился тому или иному действию, забывая, сколько часов было посвящено «пустым разговорам», агуканьям, регулярным проговариванием стишков и песенок, совместным занятиям и прочим милым занятиям.

В отечественной психологии имя Льва Семеновича Выготского произносят с некоторым влюбленным придыханием — за свою короткую жизнь этот человек исследовал несметное количество важных вопросов в сфере детской психологии и психологии развития. Большим уважением он пользуется и за рубежом — термин «зона ближайшего развития» знаком всем специалистам.

Строго говоря, Выготский ввел два понятия — зона ближайшего развития и зона актуального развития. Давайте разберемся, чем эти понятия отличаются, и почему о них важно знать.

Зона актуального развития — это все те психические функции и навыки, которые ребенок освоил на сегодняшний момент. Это значит, что он может продемонстрировать самостоятельное выполнение того или иного действия. Слово самостоятельно здесь стоит выделить тремя чертами — это значит без помощи взрослого. С возрастом количество таких навыков увеличивается, а значит, расширяется и зона актуального развития ребенка.

Зона ближайшего развития — это все те действия и навыки, которые ребенок сегодня может совершить только с помощью взрослого, а позже уже начнет выполнять их самостоятельно.

Давайте попробуем на примере. Если дать ребенку двух лет калькулятор, то он хаотично начнет нажимать на клавиши, стучать им об пол, в общем, использовать не по назначению, даже если мы потратим какие-то время на объяснение, что такое калькулятор и как он работает. Двухлетке на это совершенно все равно — у калькулятора есть шанс ему понравиться только в том случае, если он разноцветный. Этот предмет еще не находится в его зоне интересов, в его зоне актуального или ближайшего развития.

Теперь представим ребенка лет шести-семи. Он уже обладает некоторыми знаниями в арифметике — знает числа и умеет решать простые примеры, но стоит озвучить задачку с числами, состоящими из нескольких десятков, и ребенок тут же теряется. Потенциально он знает, как происходит сложение, но такие большие числа пока ему не подвластны. И тут на сцене появляется он всезнающий взрослый, который держит в руках калькулятор. Ребенок понимает, что эта маленькая штука умеет считать, но пока не понимает, как он работает — взрослый объясняет, как вводить цифры, выбирать арифметическую операцию, получать результат. Совместно со взрослым ребенок вводит свои первые примеры, начинает проверять, а правда ли он может складывать «вооот такие большие числа». Он может сперва забыть, какие клавиши нужно нажимать, запинаться, но взрослый подхватывает его, поправляет и направляет в нужное русло. Все эти действия происходят в зоне ближайшего развития ребенка.

«Поиграв» несколько раз с ребенком в калькулятор, со временем родитель замечает, что его помощь ребенку не нужна — тот самостоятельно справляется с управлением этим сложным агрегатом (здесь, конечно, родители огорчаются, понимая, что калькулятор встал на службу зла и будет использован на уроках математики, но это уже другая история). Когда ребенок научился самостоятельно использовать калькулятор, этот навык перешел в его зону актуального развития.

Прозорливый родитель может задать сейчас вопрос — получается, что совместная деятельность с ребенком в зоне его ближайшего развития помогает расширять зону его актуального развития? Но ведь это и без того было очевидно.

С одной стороны — да, это очевидно. С другой стороны, если взять пример из другой возрастной категории, то все окажется не так просто. Например, родители часто упрекают детей, что те им не помогают — не могут помыть посуду, постирать что-то. Озвучиваются упреки: «да в твоем возрасте пора бы уже уметь это делать!». Но как ребенок может что-то уметь, если его никто никогда этому не учил? Если до этого родители вечно отодвигали его от бытовых задач, потому что самому сделать проще и быстрее? Да, конечно, проще и быстрее, но в этот момент ребенок мог бы начать медленно осваивать навыки, которые пригодились бы ему в будущем…

Лев Семенович поразил всех своим открытием, сказав, что один шаг в обучении помогает свершиться ста шагам в развитии. Как эффективнее организовать обучение, чтобы оно способствовало развитию — об этом мы поговорим в ближайшее время. А пока оставайтесь вМесте с нами и задавайте вопросы о зоне актуального и ближайшего развития. Дария Ведмицкая, психолог проекта вМесте

Похожие статьи

28 Октябрь 2022

#РОДИТЕЛЯМ. Профессиональный спорт - за и против.

Герой нашего недавнего выпуска, профессиональный спортсмен, гимнаст, Олимпийский чемпион Никита Нагорный высказал мнение, что в отношении детей он поддерживает любительский...

6 Апрель 2021

IV Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье: современные тенденции и перспективы»

13 Апрель 2017

Комментарий Натальи Треушниковой на тему психологической подготовки школьников к ЕГЭ в программе «ПРАВ!ДА?» на телеканале ОТР

Президент Союза охраны психического здоровья, врач-психиатр, нарколог Наталья Треушникова дала комментарий по поводу психологического состояния школьников во время ЕГЭ в...

12 Январь 2018

ПРЕМЬЕРА! "ШКОЛА НАВЫВОРОТ" интегрированного театра-студии «Круг II»

17 января состоится премьера спектакля интегрированного театра-студии «Круг II» «Школа навыворот». 7+ Источник: http://kroog2.ru/ru/ «Школа навыворот» — веселый спектакль, как кривое зеркало отражающий нашу жизнь через нашу школу....

18 Апрель 2024

Абсурд и романтика

24 апреля 2024 года в галерее «ГРАУНД Солянка» ансамбль профессионального особого театра «Круг II» сыграет свой театрализованный концерт «Абсурд и...

1 Февраль 2024

75 человек успешно завершили первый поток Школы волонтёров в психиатрии!

В 2023 году Союз охраны психического здоровья запустил Школу волонтеров в психиатрии. В течение 3,5 месяцев более 100 слушателей первого потока...

23 Март 2021

Заблоцкис Е.Ю. «Ограничение дееспособности вследствие психического расстройства. Недееспособность. Опекуны и попечители: как осуществлять права и исполнять обязанности».

2 Апрель 2021

Всемирный день информирования об аутизме

Пандемия COVID-19 выявила и усилила вопиющее неравенство во всем мире, особенно когда речь идет о распределении доходов, доступе к здравоохранению,...

7 Март 2019

Спектакль «Наш Балаганчик»

12 марта в 19:00 на сцене МТЦ «Вишневый сад» состоится спектакль «Наш Балаганчик»,  в исполнении подопечных Фонда  «Дети.мск.ру», воспитанников реабилитационного...

8 Ноябрь 2022

Разработка учебно-методического обеспечения профилактики риска суицидального поведения подростков

Октябрь - месяц охраны психического здоровья