RU EN

#РОДИТЕЛЯМ. Последствия домогательств и сексуального насилия над детьми.

Детство — прекрасная пора, если никто не успел осквернить этот жизненный этап ребенка. Герой нашего видео, священник Павел Островский, без тени смущения поделился с нами ужасающими подробностями своего юношества — он рассказал нам об эпизодах домогательств, которые с ним случались. Павлу удалось сохранить хладнокровие в каждом из этих эпизодов, что позволило не свершиться сексуальному насилию. Но, увы, так бывает не всегда.

Сегодня мы уделим внимание последствиям домогательств и сексуального насилия над детьми. Конечно, такие травматичные события оставляют довольно глубокий шрам, влияя и на взрослый возраст, — в этой же публикации мы затронем те последствия, которые не заставляют себя ждать.


Стоит отметить, что в каждой конкретной ситуации набор таких реакций будет отличаться. Кто-то, как Павел, может перенести ситуации домогательства с минимальной травматизацией, и в таком случае описанные далее последствия могут не проявиться. Кого-то такая ситуация может травмировать до глубины души, но это не значит, что обязательно проявятся все симптомы. Наша психика — очень сложный механизм, который, увы, не всегда работает «по методичке».

1. Тревожность. Одна из общих реакций, которая возникает у детей, переживших насилие, — это повышенный уровень тревожности и возникновение ранее не проявляющихся страхов. Характер тревоги и страхов будет различаться в разных случаях, зачастую это нежелание оставаться в одиночестве, страх оставаться одному в темных помещениях, страх перед чем-то новым. Другая крайность — избегание взрослых людей, родителей, тех, кто потенциально может травмировать.

2. Нарушения сна. Сюда относится широкий пул нарушений — это бессонница, беспокойный сон с постоянными пробуждениями, ночные кошмары. Регулярно повторяющиеся кошмары могут привести к тому, что ребенок будет бояться ложиться спать и будет стараться всячески отсрочить момент отхода ко сну. В отдельных случаях дети могут столкнуться с энурезом.

3. Недоверие. Любое насилие — физическое, эмоциональное, сексуальное, может способствовать тому, что у ребенка не будет сформировано так называемое «базовое доверие к миру». Дети, имеющие травматичный опыт, стараются не выстраивать близких отношений с окружающими, они будут насторожено относиться к новому опыту, к возможностям, которые им подкидывает мир. Все это связано с тем, что мир воспринимается ими как опасное место. Ситуация может быть еще страшнее, если агрессором был кто-то из близких родственников ребенка — в таком случае в голове маленького человека рождаются мысли, что даже самым близким доверять невозможно, что они могут причинить вред в любой момент, что любовь не способна привести ни к чему хорошему.

4. Депрессия и суицидальное поведение. Увы, но далеко не всегда, испытав на себе опыт насилия, дети обращаются за помощью к родителям или другим взрослым, которым доверяют. Чаще всего они стараются скрыть случившееся, оставаясь наедине со своей болью. Такое поведение только усугубляет эмоциональное состояние, что способно довести до клинической депрессии. В таком случае тяжело дается даже подъем с кровати, ребенок перестает испытывать какие-либо приятные ощущения, теряется возможность получать удовольствие даже от тех занятий, от которых раньше его было не оторвать. Нарушается режим сна, гигиены, начинаются проблемы с приемами пищи, колебания веса. Порой такое состояние подталкивает ребенка к суицидальным мыслям и действиям, так как возникают мысли, что дальше нет смысла жить.

5. Импульсивное поведение и агрессия. Реакции на травматичные ситуации у всех разнятся — и для кого-то такой реакцией становится агрессия в адрес окружающих. Таким образом психика как бы защищается — заранее нападая на других, выставляя жесткие границы. Ребенок доказывает сам себе, что он сильный, что может постоять за себя, даже если ситуация этого не требует. Все это может вылиться в драчливость, задиристость и агрессивность в стенах школы.

6. Низкая самооценка. В подобных ситуациях дети порой начинают себя чувствовать «грязными» и «испорченными» — это связано с возникающим чувством вины и стыда из-за случившегося. Возникает ощущение собственной недостойности и непривлекательности, что способствует замыканию ребенка в самом себе, в нежелании заводить друзей.

7. Потеря интереса к школе. Сниженная самооценка, ощущение собственной никчемности, мысли о том, что жизнь не имеет смысла после случившегося — все это приводит в снижению мотивации учиться. Возникает сильное чувство неуверенности в собственных способностях, малейшие неудачи только укрепляют эту мысль, что ведет к постоянному ожиданию провала, желанию сделаться незаметным, чтобы больше никогда не вызывали к доске.

Да, возможно, что все это выглядит достаточно размыто, и не только опыт домогательств и сексуального насилия может привести к подобным последствиям. Самое главное — это внимание к ребенку, к малейшим колебаниям его состояния, а также доверительный контакт. Вот он, залог успеха.
В следующей публикации мы разберем более специфические реакции на сексуальное насилие. Оставайтесь вМесте с нами.

Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

8 декабря 2021

Церемония награждения победителей XIV Всероссийского конкурса «За подвижничество в области душевного здоровья» имени академика РАМН Т.Б. Дмитриевой

14 октября 2021

Объявлены победители Третьей Национальной общественной премии «Гармония»

Торжественная Церемония вручения Третьей Национальной общественной премии «Гармония» прошла 10 октября в Москве в рамках III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века». Национальная общественная премия...

12 сентября 2022

Справка об общественном проекте «Ментальное здоровье».

Общественный проект «Ментальное здоровье» - начиная с 2019 года в ПФО реализуется общественный проект «Ментальное здоровье», целью которого является разработка...

15 февраля 2017

"А ты меня любишь...?!"

Любить - это не значит смотреть друг на друга, любить - значит вместе смотреть в одном направлении (А. Сент-Экзюпери) В...

3 октября 2016

«Психология девиантного поведения»

  Современное положение в сфере наук, изучающих поведение человека, можно обозначить скорее, как противостояние, чем как сотрудничество. Поведенческие феномены подвергаются,...

13 апреля 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ МИЛИЦЫ ПЕЙОВИЧ МИЛОВАНЧЕВИЧ, ДИРЕКТОРА КЛИНИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ИНСТИТУТА ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ (БЕЛГРАД, СЕРБИЯ)

19 января 2018

Новости Музыкально-Терапевтической СРЕДЫ

3 февраля в 12 часов в рамках фестиваля "Здравствуй Мордовия" состоится музыкально-терапевтическая сессия с использованием национальных мордовских инструментов. Работа с музыкальным...

29 июня 2018

Конкурс «Здоровое поколение». Сетевая акция «Читаем и снимаем!»

  В Центральной городской библиотеке имени А. С. Пушкина города Черногорска подведены итоги сетевой акции «Читаем и снимаем», целью которой...

21 декабря 2016

Операция “Реабилитация” или “лекарство для душевного спокойствия Снегурочки”

Из тени в свет перелетая, Она сама и тень и свет, Где родилась она такая, Почти лишенная примет?...   Год...

12 мая 2015

12 мая – Международный день медицинской сестры

Праздник отмечается в день рождения одной из знаменитых англичанок, Флоренс Найтингейл, которая во время Крымской войны организовала первую в мире...