RU EN

#РОДИТЕЛЯМ. Как отношения внутри семьи влияют на буллинг?

Буллинг — это форма психологического насилия, от которого страдают ученики образовательных организаций. В нашем видео вы можете узнать, что такое буллинг, как он проявляется, как становятся жертвой и агрессором, а также что можно предпринять, чтобы справиться с подобными нападками.

Сегодня мы поговорим о том, как детско-родительские отношения влияют на буллинг. Существуют ли какие-то формы поведения внутри семьи, которые могут увеличить вероятность того, что ребенок подвергнется травле?

Оказалось, что это действительно так. На какие маркеры стоит обратить внимание?

Количество конфликтов внутри семьи.
Оказалось, что вовлечение ребенка в ситуацию школьной травли напрямую связано с количеством конфликтов внутри семьи, в частности между братьями или сестрами. Исследователи особенно выделяют ситуацию, когда младший ребенок регулярно становится жертвой собственного старшего брата, и родители не вмешиваются в ситуацию.

Несогласованность в действиях родителей.
Многим знакома ситуация, когда мать занимает одну позицию в каком-то спорном вопросе, а отец — противоположную. Когда ребенок становится свидетелем таких регулярных рассогласований, у него не формируется четкого представления о правилах, авторитетах, необходимых действиях. Он не понимает, какое именно поведение может оказаться правильным, и в такой ситуации проще всего не делать вообще ничего.

Психологическое и физическое насилие.
Если психологическое или физическое насилие присутствует внутри семьи и не имеет никаких последствий, то со временем такое поведение начинает восприниматься ребенком как нормальное. Столкнувшись с агрессией в школе, она не вызовет у него шока, и будет воспринята как что-то обыденное.

Закрытость семьи.
Непроницаемые психологические границы — это то, что удерживает семью от активного общения в социуме. Причин для такой закрытости множество — причастность к различным религиозным течениям, языковой барьер, физическая изоляция. Таким образом дети становятся изолированы от общения со сверстниками, и они могут не понимать, какое поведение является нормальным.

Гиперопека.
Забота о собственном ребенке — это нормальная реакция любящего родителя. Но порой нужно ослабить вожжи, чтобы ребенок учился самостоятельности, ответственности, мог ошибаться и исправлять ошибки. Но, к сожалению, некоторые родители оказывают собственным чадам медвежью услугу, постоянно находясь рядом и опекая ребенка от всего подряд. Часто дети, привыкшие к постоянной и усиленной опеке со стороны родителей, становятся жертвой буллинга.

Низкая включённость в жизнь ребенка.
Особую роль исследователи отводят роли матери в жизни ребенка. Чем больше мать включена в процессы, происходящие в жизни ребенка, чем больше она искренне интересуется происходящим, не пытаясь навязать свое мнение или ругая за совершенные действия, тем более самостоятельным будет расти ребенок. Низкая включённость становится одним из факторов, способствующих тому, что у ребенка не будет необходимых сил для того, чтобы справиться с возникающими конфликтами в школе.

Формальный контроль и высокая критика.
Увы, но ежедневного банального вопроса «Какие оценки получил?» недостаточно. Такой формальный контроль только разрывает истинное доверие между ребенком и родителем. В ситуации травли ребенок не будет жаловаться родителям на происходящее, так как в лучшем случае родители пропустят замечание мимо ушей, а в худшем — ему еще и попадет за то, что она сам не может справиться с нападками.

Неоднократно мы слышали фразу «Все начинается с семьи». Безусловно, только семья не является основным фактором формирования виктимного поведения, но это именно то место, где ребенок может получить необходимую поддержку.Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

20 марта 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОФЕССОР РИКАРДО ГУИНЕА (ИСПАНИЯ)

Рикардо Гуинеа, Президент Всемирной ассоциации психосоциальной реабилитации (WAPR) (Испания). Доктор, психиатр (Университет Сарагосы), психоаналитик и психотерапевт. Председатель Всемирного конгресса WAPR...

12 апреля 2021

II Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Охрана психического здоровья детей, подростков и молодежи»

16 декабря 2020

Обсессивно-компульсивное расстройство

Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) – психическое расстройство, которое характеризуется наличием «навязчивых» мыслей и действий. Возникающие мысли порождают у человека чувство тревоги,...

5 декабря 2016

«Здесь музыка, а ещё – коллектив…»

Музыка вызывает самые разнообразные оттенки чувств и состояний, в ней и безудержная радость и тихая грусть, а порой и тяжёлая...

18 декабря 2017

Конкурс «Здоровое поколение». Учимся понимать детские чувства. Навыки взаимодействия.

  Проект «Учимся понимать детские чувства. Навыки взаимодействия», который стал победителем III Общероссийского конкурса профилактических программ в сфере охраны психического...

2 февраля 2017

Актуальные проблемы психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии

ПРИГЛАШЕНИЕ Уважаемые коллеги! Организационный комитет приглашает Вас принять участие в работе Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Актуальные проблемы психиатрии,...

9 января 2018

Рок-клуб "Zvukozona" принял участие в первом этапе вокального конкурса "Мы вместе"

Музыканты Рок-клуба"Zvukozona" под руководством клинического психолога и музыкального терапевта Лилии Михайловны Новиковой приняли участие в вокальном конкурсе "Мы вместе". 26 декабря 2017...

5 декабря 2016

«Я признаюсь тебе. Ты — величайший композитор из всех, что я когда-либо знал»

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» прошел еженедельный кино клуб, в ходе которого на протяжении последних трех встреч участники...

21 марта 2017

Мастер-классы для пациентов психиатрической больницы

  Продолжаются творческие мастер-классы для пациентов Психиатрической больницы № 22 г. Химки. В этот раз лепили из пластилина. Если вы...

30 мая 2019

Подведены итоги ежегодного Общероссийского Конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение»