RU EN

Привяжи меня полностью: что нам нужно знать о теории привязанности?

Если бы нам довелось составлять топ десять популярных тем из сферы психологии, то туда точно вошла бы теория привязанности! В приложениях для знакомств в анкетах можно увидеть описания в духе «Крошка, у меня самый надежный тип привязанности, что тебе довелось встречать», а среди популярных запросов в Гугле можно увидеть вопрос «Как жить с избегающим типом привязанности?»

Давайте разберемся, о чем вообще идет речь, и почему нам действительно стоит знать, что такое теория привязанности?

Австро-американский психиатр, Рене Шпиц, работая в послевоенные годы с детьми, заметил, что дети, оставшиеся без попечения родителей и проживающие в сиротском приюте, отличаются в своем развитии от детей, воспитывающихся в семьях. Так он обнаружил такой феномен как госпитализм.

Госпитализм — это явление, выражающееся в нарушении развития у детей, длительное время пребывающих в отрыве от значимых взрослых. В первую очередь мы говорим о психической и физической отсталости, которая возникает из-за дефицита общения и воспитания, то есть из-за разлуки с матерью (так как традиционно воспитание ребенка все еще считается исконно женской ролью, что уж говорить о послевоенном периоде).

В сиротских приютах и даже в детских больницах, где в послевоенные годы не допускалось пребывание с матерью, внимание медицинского и воспитательного персонала к детям было минимальным, в основном в связи с медицинскими и бытовыми вопросами (сменить пеленки у младенцев или выдать лекарства и измерить температуру).

Так ученые впервые постулировали то, что кажется нам сейчас совершенно очевидным — для нормального развития ребенку обязательно нужен взрослый, который будет находиться рядом не формально, а уделяя ему внимание.

Получается, что рядом может быть любой внимательный взрослый, и этого будет достаточно?

Как бы не так.

Именно в этот момент на сцену выходит Джон Боулби, британский психоаналитик, один из авторов теории привязанности.

Работая над вопросом значимости семьи для нормального развития ребенка, Боулби заметил, что эволюционно у приматов и у людей выработался механизм привязанности (особой связи между значимым взрослым и ребенком), который нацелен на выживание и развитие дитя.

Взрослый человек, или, как его называют в рамках теории привязанности, значимый взрослый, необходим ребенку для того, чтобы чувствовать себя в безопасности и быть уверенным в том, что взрослый всегда придет на помощь, что бы не случилось. Все это формирует в нас определенную базу социально-эмоционального развития, которая в дальнейшем будет влиять на межличностные отношения уже выросшего человека.

Позже к исследованиям Джона Боулби присоединилась аспирантка Мэри Эйнсворт. Она придумала тест, чтобы исследовать типы привязанности маленьких детей — малышей вместе с мамой оставляли в незнакомой комнате, и через несколько минут мама уходила (и снова делаем сноску — чаще всего именно мама выступает в качестве значимого взрослого, хотя это и не значит, что таковым не может быть отец или бабушки и дедушки. Кто больше всего времени проводит с малышом и выполняет больше всего задач по заботе о нем, тот, скорее всего, и будет этим самым значимым взрослым).

Эйнсворт обнаружила, что дети по-разному реагируют на уход мамы из комнаты. Основываясь на результатах этого теста, психолог смогла выделить 4 основных типа привязанности: надежный, тревожно-устойчивая (амбивалентная), тревожно-избегающая и дезорганизованная.

Почему нам нужно обо всем этом знать?

Исследования Боулби и Энйсворт стали отправной точкой для огромного количества дальнейших исследований привязанности. Спустя несколько десятилетий их коллеги пришли к мысли, что привязанность — это не что-то такое, что есть только у младенцев и их родителей; привязанность — это то, что проявляется и что влияет в том числе на наши романтические отношения уже во взрослом возрасте! Понимаю, сейчас эта идея кажется нам довольно очевидной, но тогда это был очередной научный прорыв.

Итак, что нам важно запомнить: первые значимые отношения в нашей жизни, то есть отношения со значимым взрослым, являются прообразом всех наших отношений в будущем. Каждому типу привязанности свойственен свой набор эмоциональных и поведенческих реакций; все эти «типичные реакции» формируются в нас в первые годы жизни, и дальше, вырастая, мы неосознанно продолжаем их демонстрировать.

Так какие же типы эмоциональной привязанности существуют?

Если вы хоть раз читали статью-другую о теории привязанности, то могли заметить, что везде все эти стили называются по-разному. Действительно, многие исследователи давали свои названия и варианты типологий, мы же сегодня остановимся на усредненном варианте классификации, который можно встретить в популярной культуре.

Надежный тип привязанности.

В детстве: ребенок будет переживать, если мама выйдет из комнаты, может даже заплакать, но он быстро переключиться на что-то другое, например, на игрушки, и будет очень рад, когда мама вернется обратно.

Во взрослом возрасте: взрослому с надежным типом привязанности легко дается построение отношений — он не летит в них, сломя голову, но и не боится погружаться в близость, доверять второму человеку, говорить без утайки о своих эмоциях, чувствах и переживаниях, даже если эти разговоры непростые. Несмотря на значимость близости, человек не теряет своей самостоятельности — у него сохраняются свои хобби, дела, он не стремиться слиться с другим навсегда.

Тревожный стиль привязанности.

В детстве: уход мамы вызывает сильную эмоциональную реакцию — это могут быть слезы и истерика, которую трудно остановить. Малыш не переключается на игрушки вокруг себя, он скорее замрет в ожидании возвращении мамы; когда та вернется, он вцепится в нее, чтобы она точно больше никуда и никогда от него не ушла.

Во взрослом возрасте: взрослому с тревожной привязанностью необходимо подтверждение того, что партнер его любит, и стремление получить это подтверждение трудно удержать в узде. Для этого он старается делать все, чтобы не раздражать своего партнера, чтобы выглядеть в его глазах идеальным. Разлука дается им с большим трудом — если невозможно увидеться, то начинается град сообщений и звонков. Но стоит только партнеру заикнуться о том, что что-то не так, или что его что-то не устраивает — все может закончиться скандалом и обидами с фразочками в стиле «я тебе все — ты мне ничего» и «ты меня совсем не ценишь».

Избегающий тип привязанности.

В детстве: уход мамы ребенком может быть или проигнорирован, или просто не вызывать такой сильной реакции как в других случаях; но и её возвращение также не буде сопровождаться радостью и стремлением поскорее завладеть вниманием вернувшейся мамы.

Во взрослом возрасте: взрослый с избегающим типом привязанности легко влипает в отношения, но как только речь заходит о чем-то более серьезном (о близости, серьезных отношениях), то человек исчезает с горизонта. Такое поведение на самом деле является защитным механизмом: страх быть брошенным, лишенным своей собственной привычной жизни является ведущим для людей с избегающей привязанностью.

Тревожно-избегающий тип привязанности.

Порой бывает и такое — поведенческие паттерны и одного, и другого типа привязанности встречаются у одного человека. Здесь могут быть как бурные, эмоциональные реакции в ответ на претензии со стороны партнера, так и наоборот — желание закрыться и убежать.

Как определить свой тип привязанности?

Порой для самоисследования не требуются дополнительные тесты — достаточно почитать описание типов привязанности, чтобы найти в себе самом те или иные проявления. Если же этого недостаточно, то можно воспользоваться одним из опросников в Интернете.

Самый простой метод — это ответить самому себе на два вопроса:

  1. Насколько мне комфортно делиться своими чувствами, переживаниями с партнером?
  2. Насколько сильно я тревожусь за наши отношения с партнером?

Оцените оба ответа от -100 до +100, а потом расположите ваши отметки по оси Х и У. Каждый отсек этого графика соответствует одному из типов привязанностей.

Можно ли как-то изменить тип привязанности? Что делать, если ты замечаешь, что проявления типа привязанности влияют на отношения? Всегда ли тревожный тип выбирает для отношений тип избегающий и наоборот? Обо всем этом мы поговорим в одной в наших следующих публикациях.

Дарья Ведмицкая, клинический и перинатальный психолог, преподаватель МГППУ, психолог проекта «вМесте», эксперт Союза охраны психического здоровья.

Похожие статьи

15 Октябрь 2019

Форум ВОЗ по психическому здоровью 2019

Президент Союза охраны психического здоровья Наталья Треушникова приняла участие в работе Форума ВОЗ по психическому здоровью 2019, который состоялся 14-15...

6 Апрель 2021

IV Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье: современные тенденции и перспективы»

30 Апрель 2019

Птицы и дождь в студии «АртНаив»

Студия АртНаив создана в галерее АртНаив при поддержке Союза охраны психического здоровья. Руководитель студии Елена Гущина рассказала, как проходят занятия:...

1 Август 2022

Незаметное половое воспитание.

Нас никто не воспитывал. То есть не то, что бы не воспитывал - нам никто не давал уроков полового воспитания....

20 Май 2016

О Втором Фестивале реабилитационных программ "Другие?" узнают участники V Межрегионального Фестиваля творчества молодых людей с ограниченными возможностями здоровья "Виктория"

12 Октябрь 2020

Вышло пособие по группам взаимопомощи для людей с биполярным расстройством и депрессией ко Дню психического здоровья

Ко Всемирному Дню психического здоровья автономная общественная организация “Партнерство Равных” выпустила первое в России пособие по ведению групп взаимопомощи для...

27 Апрель 2020

Новая реальность. Как COVID-19 меняет работу российских НКО.

Результаты опроса КАФ  

9 Сентябрь 2019

«вМесте» с подростком

Стремление освободиться от опеки родителей, контроля и покровительства со стороны старших, подверженность влиянию сверстников, неоправданная агрессия, рискованные поступки, появление вредных...

16 Декабрь 2020

#РОДИТЕЛЯМ. Буллинг

Травля (жарг. буллинг — англ. bullying) — агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группы лиц. Травлю...

31 Октябрь 2017

ПОДХОДИТ К КОНЦУ «МЕСЯЦ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ»

10 октября – Всемирный день психического здоровья (World Mental Health Day). Тема Всемирного дня психического здоровья в 2017 году - Психическое здоровье на...