RU EN

Обратная связь — что это такое и как ей пользоваться? Продолжение.

Во вчерашней публикации мы привели несколько ситуаций с не конструктивной обратной связью. Герои получали комментарии о проделанной ими работе, а вместе с этими комментариями начинали чувствовать себя некомпетентными.

Что же такое обратная связь? Это ответ, комментарий на совершенные нами действия. Цель обратной связи — сделать последующую работу еще лучше. То есть, получая комментарий, человек должен понять, что конкретно не так с его работой и как потенциально её можно сделать лучше. Так как же давать обратную связь так, чтобы она была полезна?

Обратите внимание на достоинства.

Порой, когда видишь очевидные огрехи, хочется сразу скатиться в их перечисление. Вот только пока мы их перечисляем, плечи того, кому мы даем обратную связь, будут опускаться, а глаза будут отводиться в сторону. Еще бы! Ведь человеку кажется, что ничего хорошего в его работе нет. Поэтому в первую очередь необходимо отметить все достоинства и сильные стороны проделанной работы.

Дело не в человеке, а в его работе.

Пожалуй, это самый главный критерий конструктивной обратной связи. Мы комментируем не то, какой человек, а то, как он проделал работу.

Вернемся ко вчерашним примерам. Мама говорит ребенку: «У тебя руки-крюки, ты не можешь нормально помыть посуду». Какой посыл у этой фразы? С тобой что-то не так, ты плохой, ты не можешь ничего нормально выполнить. Такие слова расстраивают человека и заставляют его чувствовать себя плохим. Таким образом, подрывается уверенность в себе, а значит, за дальнейшие дела человек будет браться с увеличивающейся тревогой.

Как можно было бы сказать иначе? Необходимо сконцентрироваться на сильных сторонах работы и на том, что было сделано: «Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной». Чувствуете разницу?

Что с этим можно сделать?

Всем известная истина «критикуешь — предлагай» в некотором смысле работает и здесь. Если мы заметили слабые стороны работы, то необходимо предложить пути ее улучшения. А вот какие именно пути предлагать — решать уже вам. У нас уже была серия публикаций о зоне ближайшего развития и о том, как можно помогать в обучении, руководствуясь этим понятием.

«Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду (достоинство проделанной работы)! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной (недочет). Попробуй в следующий раз взять другую губку (возможное решение)». Согласитесь — звучит совершенно иначе.

Еще несколько важных принципов:

Уважение.

Помните, что вы даете обратную связь такому же живому человеку, как и вы сами — у него есть чувства и он переживает, получая обратную связь. Подумайте, в каком бы формате вам хотелось получить фидбек? Держите эту мысль у себя в голове. Будьте уважительны и доброжелательны.

Цель.

Основная цель обратной связи — сделать последующую работу/действия человека еще лучше и эффективнее. Поэтому оставьте желание покритиковать и почувствовать свое превосходство за порогом.

Конкретика.

Обратную связь можно давать долго — можно петь соловьем о плюсах работы и досконально разбирать по косточкам каждый минус. Помните, что обратная связь должна быть конкретной, поэтому постарайтесь не уходить от темы.

Факты и только факты.

К проделанной работе у нас может быть личное отношение, что подталкивает нас порой к тому, чтобы дать субъективную оценку. В том самом примере с посудой мама могла сказать: «Я вижу, что ты недостаточно старался, раз посуда вымыта не до конца». «Недостаточно старался» — это субъективная оценка, которая может разниться от человека к человеку, поэтому следует воздержаться от оценочных критериев.

Личный разговор.

Конечно, обратная связь может происходить в разных форматах, но опыт показывает, что получать фидбек лично и наедине — это самый оптимальный вариант.

Может показаться, что давать обратную связь, соблюдая все критерии, это ужасно сложно. Но, поверьте, это не так! Попробуйте и сами все поймете.

Дария Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

20 Апрель 2017

С Днём рождения, Баста!

Сегодня, 20 апреля – День рождения Василия Вакуленко (Басты) – российского рэп-исполнителя, композитора и члена Высшего Совета Союза охраны психического...

22 Май 2023

с 20 по 22 августа 2023 года в г. Самаре состоится IV Всероссийский открытый парафестиваль «Театр – территория равных возможностей»

Вас ждут показы инклюзивных спектаклей в области театрального искусства, драматического и невербального спектакля. В рамках фестиваля планируется проведение образовательной программы...

17 Октябрь 2017

В Санкт-Петербурге завершил свою работу III Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»

«Россия показала, насколько эффективно в стране развивается система реабилитационных услуг с опорой на общество в сфере охраны психического здоровья. Это...

9 Ноябрь 2016

Терпение и труд все перетрут

Сегодня на базе ГАУМЗ МО " Психиатрическая больница 22" в рамках цикла реабилитационных программ прошло занятие по сборке блокнотов из...

8 Апрель 2022

#ПОДРОСТКАМ. Безопасность при знакомстве в сети

Для многих из нас Интернет сейчас - привычная и большая часть жизни. Уже в 13 лет многие подростки проводят за...

1 Февраль 2015

9-й Санкт-Петербургский саммит психологов. Санкт-Петербург, Россия

31 мая — 2 июня 2015 в Санкт-Петербурге «Психологическая газета» при поддержке Компании «Иматон» и Санкт-Петербургского психологического общества проводит традиционную...

28 Январь 2022

#РОДИТЕЛЯМ. Доверие и вера

В процессе взросления каждый человек совершает ошибки, и чем раньше вы даёте ребёнку их совершить и справиться с последствиями, тем...

1 Январь 2015

22-й Международный симпозиум для врачей психиатров и психотерапевтов. Барселона, Испания

Подробности на сайте мероприятия www.controversiasbarcelona.org

31 Март 2025

Организацию психиатрической помощи и реабилитации обсудили в Биробиджане

20 марта 2025 г. в Биробиджане в рамках подготовки X Фестиваля реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?» состоялась...

30 Май 2019

Подведены итоги ежегодного Общероссийского Конкурса профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение»