RU EN

Обратная связь — что это такое и как ей пользоваться? Продолжение.

Во вчерашней публикации мы привели несколько ситуаций с не конструктивной обратной связью. Герои получали комментарии о проделанной ими работе, а вместе с этими комментариями начинали чувствовать себя некомпетентными.

Что же такое обратная связь? Это ответ, комментарий на совершенные нами действия. Цель обратной связи — сделать последующую работу еще лучше. То есть, получая комментарий, человек должен понять, что конкретно не так с его работой и как потенциально её можно сделать лучше. Так как же давать обратную связь так, чтобы она была полезна?

Обратите внимание на достоинства.

Порой, когда видишь очевидные огрехи, хочется сразу скатиться в их перечисление. Вот только пока мы их перечисляем, плечи того, кому мы даем обратную связь, будут опускаться, а глаза будут отводиться в сторону. Еще бы! Ведь человеку кажется, что ничего хорошего в его работе нет. Поэтому в первую очередь необходимо отметить все достоинства и сильные стороны проделанной работы.

Дело не в человеке, а в его работе.

Пожалуй, это самый главный критерий конструктивной обратной связи. Мы комментируем не то, какой человек, а то, как он проделал работу.

Вернемся ко вчерашним примерам. Мама говорит ребенку: «У тебя руки-крюки, ты не можешь нормально помыть посуду». Какой посыл у этой фразы? С тобой что-то не так, ты плохой, ты не можешь ничего нормально выполнить. Такие слова расстраивают человека и заставляют его чувствовать себя плохим. Таким образом, подрывается уверенность в себе, а значит, за дальнейшие дела человек будет браться с увеличивающейся тревогой.

Как можно было бы сказать иначе? Необходимо сконцентрироваться на сильных сторонах работы и на том, что было сделано: «Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной». Чувствуете разницу?

Что с этим можно сделать?

Всем известная истина «критикуешь — предлагай» в некотором смысле работает и здесь. Если мы заметили слабые стороны работы, то необходимо предложить пути ее улучшения. А вот какие именно пути предлагать — решать уже вам. У нас уже была серия публикаций о зоне ближайшего развития и о том, как можно помогать в обучении, руководствуясь этим понятием.

«Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду (достоинство проделанной работы)! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной (недочет). Попробуй в следующий раз взять другую губку (возможное решение)». Согласитесь — звучит совершенно иначе.

Еще несколько важных принципов:

Уважение.

Помните, что вы даете обратную связь такому же живому человеку, как и вы сами — у него есть чувства и он переживает, получая обратную связь. Подумайте, в каком бы формате вам хотелось получить фидбек? Держите эту мысль у себя в голове. Будьте уважительны и доброжелательны.

Цель.

Основная цель обратной связи — сделать последующую работу/действия человека еще лучше и эффективнее. Поэтому оставьте желание покритиковать и почувствовать свое превосходство за порогом.

Конкретика.

Обратную связь можно давать долго — можно петь соловьем о плюсах работы и досконально разбирать по косточкам каждый минус. Помните, что обратная связь должна быть конкретной, поэтому постарайтесь не уходить от темы.

Факты и только факты.

К проделанной работе у нас может быть личное отношение, что подталкивает нас порой к тому, чтобы дать субъективную оценку. В том самом примере с посудой мама могла сказать: «Я вижу, что ты недостаточно старался, раз посуда вымыта не до конца». «Недостаточно старался» — это субъективная оценка, которая может разниться от человека к человеку, поэтому следует воздержаться от оценочных критериев.

Личный разговор.

Конечно, обратная связь может происходить в разных форматах, но опыт показывает, что получать фидбек лично и наедине — это самый оптимальный вариант.

Может показаться, что давать обратную связь, соблюдая все критерии, это ужасно сложно. Но, поверьте, это не так! Попробуйте и сами все поймете.

Дария Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

10 октября 2021

ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ. III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»

Более 10 тысяч медицинских и немедицинских специалистов в сфере охраны психического здоровья, а также представителей социально-ориентированных НКО, деловых кругов, СМИ...

28 августа 2020

Коллективная выставка "ТОТ КЕМ Я НЕ БЫЛ"

Выставка-презентация проекта "ШИРОТА И ДОЛГОТА" проходит в Бродильном Цехе Винзавода с 20 августа по 3 сентября. В экспозиции представлены работы...

9 марта 2017

Праздничный концерт прошёл в ГАУЗ МО "Психиатрическая больница №22"

В рамках реабилитационной программы ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» состоялся концерт, посвященный Дню защитника Отечества и 8 марта. Ведущим концерта...

5 июня 2015

У Добродетели есть имена…

Гостиница «Метрополь» по замыслу российского промышленника и мецената Саввы Ивановича Мамонтова должна была стать культурным центром, соединяющим рациональное и духовное:...

13 сентября 2022

Может быть, мы просто в кризисе?

В прошлой публикации мы обсудили, какие красные флажки сигнализируют о том, что в отношениях существуют проблемы.Но порой дело вовсе не в...

26 марта 2021

Библиотека Союза охраны психического здоровья на Международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№22

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№22 открылась 24 марта в 11:00 в Комплексе "Гостиный Двор" (Москва, ул. Ильинка, д.4). На Ярмарке...

21 декабря 2017

НОВОГОДНЯЯ ЦЕРЕМОНИЯ "ОСКАР" В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ 22

В рамках цикла реабилитационных программ на базе ГАУЗ МО Психиатрическая больница №22 состоялся ежегодный новогодний вечер. Тема праздника в этом...

15 апреля 2022

Ценность живого общения

Один из героев проекта «вМесте»  – Алексей Кортнев, музыкант, лидер группы «Несчастный случай», но самое главное – это человек, который...

8 ноября 2022

Разработка учебно-методического обеспечения профилактики риска суицидального поведения подростков

Октябрь - месяц охраны психического здоровья

23 октября 2017

Конкурс «Здоровое поколение». В Петрозаводске специалисты встретились для обсуждения вопросов безопасности детей в сети Интернет