«Александра-Александра, этот город наш с тобою…» или как музыка развивает способности
На базе «Психиатрической больницы №22» продолжаются занятия по музыкальной терапии в рамках психосоциальной реабилитации пациентов. С недавних пор группа имеет смешанный состав, в неё входят пациенты и мужского и женского отделений.
Ведущий группы, психолог, музыкальный терапевт Антон Черепанов отмечает: «Группа стала намного более сплочённой, удаётся создать дружественную атмосферу, благоприятную для самораскрытия и творчества. Пребывание в такой обстановке само по себе положительно сказывается на эмоциональном состоянии участников. Они часто говорят, что отдыхают на группе, при этом психотерапевтическая работа проходит как бы незаметно».
На группе музыкальной терапии стимулируется развитие коммуникативных способностей во взаимодействии пациентов друг с другом; креативных способностей как умения адаптироваться в выполнении заданий с высоким уровнем неопределённости, к импровизации на музыкальных инструментах, например; а также когнитивных способностей при запоминании ритмических рисунков и мелодий, названий инструментов, способах игры на них и т.д. Но самым важным моментом является развитие рефлексии как способности взглянуть на своё состояние и критически оценить его, ведь преодоление состояния отсутствия критики – первейшая цель в лечение психической болезни. Как занятия музыкальной терапией могут помочь в этом?
Ведущий группы часто спрашивает пациентов об их любимых песнях, так на прошлой неделе одна из пациенток вспомнила песню их кинофильма «Москва слезам не верит», у которой в припеве «Александра-Александра, этот город наш с тобою…». При попытке спеть эту песню оказалось, что слова напрочь вылетели из головы. На следующем занятии ведущий принёс распечатанный текст песни, по которому группа хором спела её. Все остались очень довольны и радостно сообщили ведущему, что вспомнили слова. Тогда ведущий попросил распечатанные тексты вернуть, а, вернувшись в палаты, записать то, что запомнили. Как оказалось, участники группы – люди очень творческие, но для их развития важно создавать условия, в которых эти способности раскроются, и, конечно, быть готовым к позитивному восприятию этого творчества, без оценки и навешивания ярлыка…
«Стали мы его судьбою — ты вглядись в его лицо.
Чтобы ни было вначале, утолит он все печали…»
Продолжение следует….