ТЫ+Я+МУЗЫКА=? терапевтические отношения в музыкальной терапии
21-22 мая 2016 года в Москве пройдёт вторая международная фестиваль-конференция МузТерапевт.Ру, посвящённая терапевтическому использованию музыки. В рамках конференции состоится встреча русскоговорящих специалистов и волонтёров, которые используют музыку в терапевтических целях.
Тема конференции этого года: ТЫ+Я+МУЗЫКА=? Терапевтические Отношения в Музыкальной Терапии. В теоретических докладах и практических мастер-классах будут затронуты такие темы, как значение терапевтических отношений в процессе музыкальной терапии и музыкального волонтёрства, общение специалиста с родителями детей с ОВЗ, выстраивание коммуникации на начальном этапе терапии с детьми и взрослыми, музыкальная терапия в паллиативной помощи взрослым, потребность в супервизии.
Более двадцати специалистов и волонтёров выступят с докладами и мастер-классами. Среди выступающих – европейский региональный представитель Всемирной Федерации Музыкальной Терапии Энджела Харрисон (Англия), президент Ассоциации музыкальных психологов и психотерапевтов Валентин Петрушин, профессор кафедры музыкальной терапии музыкального колледжа Беркли (Бостон, США) Кимберли Кэр, музыканты-волонтёры проекта“Поющие клоуны”, музыкальный терапевт службы помощи больным БАС Анастасия Бельтюкова, специалисты по социальной реабилитации, педагоги Интегрированного театра-студии “Круг II” Андрей Афонин и Елена Осипова, музыкальный терапевт амбулаторного онкологического отделения клиники Harvard Vanguard Алиса Т. Апрелева-Коломейцева (США), и другие.
Программа конференции и регистрация: http://muzterapevt.ru/conference2016
Организатор фестиваля-конференции:
МузТерапевт.Ру – некоммерческий образовательный проект, направленный на развитие доказательной музыкальной терапии в России. Это открытый информационный ресурс и площадка для профессионального общения практикующих музыкальных терапевтов и других специалистов, использующих музыку как средство терапии, медицинских работников, психологов, работников сферы социальной защиты населения, музыкантов-волонтёров, заинтересованных организаций и частных лиц. |
Что такое музыкальная терапия?
Музыкальная терапия – это научно обоснованное клиническое использование музыки для работы над физическими, эмоциональными, когнитивными, коммуникативными и социальными целями и потребностями человека, осуществляемое сертифицированным специалистом в рамках терапевтических отношений. “Музыкотерапевтические процедуры могут быть разработаны и использованы для того, чтобы укрепить здоровье, контролировать стресс, облегчить боль, помочь пациенту выразить чувства, улучшить память, повысить качество коммуникации, поддержать физическую реабилитацию” (Американская Музыкотерапевтическая Ассоциация, 2013). В терапии могут участвовать люди любого возраста и происхождения, на любых уровнях психического и физического развития.
Согласно обзорам Кохрановского Сотрудничества, “музыкальная терапия оказалась эффективнее плацебо для развития вербальных и жестовых коммуникационных навыков” у пациентов с аутизмом (Gold, Wigram, Elefant, 2010); “музыкальная терапия улучшает общее состояние здоровья и может также улучшить психическое состояние и функционирование в случае, если было проведено достаточное количество музыкотерапевтических сеансов”, у пациентов с шизофреническими расстройствами (Mössler, Chen, Heldal, Gold, 2013); “музыкальная терапия целесообразна для людей с депрессией” (Maratos, Gold, Wang, Crawford, 2009); а также она “может иметь положительный эффект на качество жизни людей в конце жизни” (Bradt, Dileo, 2011).
К преимуществам музыкальной терапии относятся её неинвазивность и малая экономическая затратность. Она практически не имеет побочных эффектов и противопоказаний. Исследования и клиническая практика показывают, что музыкальная терапия может быть успешна даже в тех случаях, когда другие терапевтические подходы оказываются неэффективны. Музыка – это форма сенсорной стимуляции, которая вызывает реакцию благодаря узнаваемости, предсказуемости и чувству безопасности, которые с ней связаны.
Когда музыкальные занятия разрабатываются музыкальным терапевтом в учётом функциональных возможностей и потребностей клиента, ответная реакция может быть мгновенной и очевидной. Обладание музыкальными навыками не является необходимым условием для успешного участия клиента в процессе музыкальной терапии.
Музыкальная терапия относится к вспомогательным профессиям здравоохранения. Специалисты в области музыкальной терапии получают теоретическую и практическую подготовку в областях музыки, психологии, медицины, педагогики, геронтологии. На сегодняшний день в мире существует более ста вузов, которые выпускают музыкальных терапевтов (бакалавриат, магистратура, докторат).
Доказательная музыкальная терапия практикуется во многих странах Европы, в США, Автралии, Китае, Японии, Аргентине, в странах бывшего СНГ. Штатные музыкальные терапевты работают в центрах по обслуживанию людей с особыми нуждами, больницах, центрах психического здоровья, неонатальных центрах, хосписах, поликлиниках (амбулаторных клиниках), родильных центрах, детских садах, программах раннего развития, школах, учреждениях с квалифицированным сестринским уходом (домах престарелых), реабилитационных центрах, программах помощи при алкогольной и наркозависимости, исправительных учреждениях, центрах социальной адаптации бывших заключённых. В последнее время активно развиваются неврологическая музыкальная терапия, вокальная психотерапия, семейная терапия, программы психологической помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях.
В России сейчас профессия «музыкальный терапевт» только зарождается. Кроме того, есть волонтёры, использующие музыку для помощи людям в разных трудных жизненных обстоятельствах. Музыканты-волонтёры работают в больницах, интернатах, домах престарелых, они помогают детям и взрослым, страдающими от тяжелых заболеваний, имеющими ментальные нарушения, пожилым людям, а также бездомным в социальных учреждениях.