Какие вопросы задавать своему ребенку, чтобы сформировать доверительное общение?

Кажется, что позавчера мы принесли этот крохотный кулек домой; вчера он еще только пошел в сад; а сегодня он уже гордо вышагивает в школу с неподъемным рюкзаком наперевес.

Время летит, дети растут, родители перестают быть для них беспрекословным авторитетом, и в этот момент возникает иллюзия, что мы больше не нужны ребенку. На самом деле это далеко не так.

Кто такой значимый взрослый и каково им быть?

В жизни ребенка есть несколько значимых взрослых, рядом с которыми малыш себя чувствует в безопасности, кому он верит, за кем он всегда готов идти — это те люди, которые проводят с ним больше всего времени и чаще всего о нем заботятся. Обычно такими взрослыми являются родители и бабушки с дедушками. Для кого-то это может быть няня, если она присутствует в жизни ребенка на регулярной основе.

До семи лет вся деятельность малышей так или иначе связана именно с этими значимыми взрослыми — как правило, в силу современных обстоятельств, основным значимым взрослым для ребенка сейчас является мама (в крупных городах молодые семьи редко проживают с бабушками и дедушками, а отцы вынуждены на время декрета полностью брать на себя роль добытчика, в связи с чем их время пребывания с малышом ограничено). В период от рождения и до похода в школу именно тесная связь с мамой играет основную роль — через общение с ней ребенок познает, как принято пользоваться теми или иными предметами, как можно или нельзя себя вести, что стоит, а что не стоит говорить, что такое социальное взаимодействие, как можно и нельзя общаться с окружающими и так далее.

Долгое время именно мама является основным хранителем всех «тайных» знаний, который формирует представление ребенка о мире; она тот человек, к которому он может подойти с самыми разными вопросами.

Но все в этом мире меняется — ребенок идет в школу и в его глазах возникает другой значимый взрослый. Учитель.

Для многих первоклашек первая учительница в самом начале учебного года представляется в образе этакой Мери Поппинс. Дети с придыханием говорят: «Она такая… красивая/добрая/умная!». В разговорах появляются фразы в духе: «А вот Мария Ивановна сказала…», и дальше следует отныне непреложная для ребенка истина.

Ребенок старается всеми силами получить расположение, одобрение и похвалу классного руководителя, взять его за руку, если они куда-то строятся, бежит выполнять очень важные поручения — намочить тряпку для доски, полить цветы.

Некоторым родителям такое изменение в предпочтениях ребенка дается с трудом, у кого-то возникает чувство ревности, кто-то же начинает считать, что он уже сделал все, что мог.

Порой момент перехода ребенка из детского сада в школу связан с другими большими жизненными изменениями — переездом, выходом на работу с бóльшими временными затратами, рождением следующего ребенка. У родителей создается иллюзия, что ребенок уже сам справляется в школе, что ему не нужен его значимый взрослый в той же степени, что был нужен раньше, и качественного, глубокого общения становится все меньше. Связь истончается.

Почему недостаточно спросить ребенка о том, как его дела?

Если вы не хотите оказаться в ситуации, когда семнадцатилетний ребенок от вас все скрывает, так как между вами нет доверительных отношений, то над этими самыми отношениями стоит работать еще в раннем возрасте. Нам может казаться, что никаких значимых событий в школе за полдня произойти не могло, однако не стоит забывать, что мы с детьми по-разному оцениваем значимость событий.

Вопрос «Как дела?», безусловно, важный, но он настолько широкий, что не сразу найдешься с ответом. Детям бывает тяжело определиться, как именно на этот вопрос ответить, о чем говорить, поэтому важно, чтобы взрослый формулировал более прицельные вопросы.

Какие вопросы стоит задать ребенку после возвращения из школы?

Что сегодня в школе тебе особенно запомнилось?

Было ли что-то, что тебя сегодня порадовало?

Что бы ты еще хотел сегодня успеть сделать?

Было ли что-то, с чем ты был сегодня несогласен?

Было ли в твоем поведении или поступках что-то такое, что ты бы хотел изменить?

Что ты чувствовал, когда получил оценку?

Этот список можно расширять до бесконечности, но вот на что стоит обратить внимание:

Вопросы должны быть открытые, то есть их ответ должен быть шире, чем «да» или «нет». Так ребенок учится формулировать свои мысли и умозаключения;

Вопросы обращаются к опыту ребенка сегодняшнего школьного дня. Таким образом он учится анализировать свое прошлое, учится формулировать свое отношение к тем или иным событиям, формируется его способность рефлексировать над полученным опытом. А еще это неплохо укрепляет память и помогает ребенку учиться пересказывать события (что ему пригодится при написании изложений!);

Вопросы обращаются к чувствам ребенка. Увы, но до сих пор нам порой фактическое содержание дня кажется более важным, чем его эмоциональная наполненность. Однако, мы можем помочь ребенку сэкономить в будущем на психотерапевте (по крайней мере отчасти), если будем работать над его эмоциональным интеллектом. Для этого нам необходимо научить ребенка распознавать собственные чувства, понимать причины их возникновения, а также способы их вербализации.

Какие вопросы стоит задать ребенку в конце дня?

Стоит также уделить внимание ребенку перед сном — это может быть любая форма совместного провождения времени, но если вы добавите хотя бы несколько вопросов, которые направлены на лучшее понимание вашего ребенка, то вы точно не останетесь в проигрыше.

Что в этом дне было особенно хорошим для тебя? Почему?

Что помогает тебе чувствовать себя счастливым?

Как ты справляешься, если грустишь? Что еще ты бы мог сделать, чтобы справиться с грустью?

С кем из взрослых ты бы хотел пообщаться или провести время? Почему именно с ним? Как именно ты хотел бы провести время? 

Каким ты видишь себя через … лет? Что требуется для того, чтобы таким стать?

Как ты планируешь провести завтрашний день? Что ты хотел бы обязательно сделать из этих планов?

Какой еще вопрос ты хотел бы со мной обсудить?

Принципы вечерних вопросов мало чем отличаются от вопросов, которые мы задаем по возвращении из школы. Они могут быть более широкими, затрагивать разные сферы жизни ребенка, не только его учебные будни.

Кто-то может возмутиться и ответить, что, мол, наши родители с нами таких разговоров не вели, но, ничего, мы выросли и вроде даже стали неплохими людьми. Да, мы выросли, это правда. Но ответьте себе честно: будучи подростком, вы доверяли своим родителям? Могли обратиться к ним с любым вопросом? А сейчас вы всем довольны в своей жизни? Или все-таки есть что-то, что вас беспокоит?

Доверие — это сложная материя, которая не возникает в один миг, но зато она в один миг может исчезнуть из-за любого неловкого действия. Задача родителя — быть с ребенком рядом, показывать, что вы его главная поддержка, до тех пор, пока ему это необходимо.

Помните, что в таких разговорах важнее всего искренность и включенность. Пусть это будет десятиминутная беседа, но отложите на это время все остальные свои дела, чтобы провести это время со своим ребенком. Не формально, а искренне.

P.S. Начинать никогда не поздно. Даже если ваш школьник давно выше вас, попробуйте с ним поговорить. Без претензий, ругани, ожиданий. Тепло, искренне. Как со взрослым человеком.

Дарья Ведмицкая, эксперт Союза охраны психического здоровья, психолог проекта «вМесте», преподаватель МГППУ. Материал для Добро.Журнал

Похожие статьи

27 Декабрь 2023

С наступающим Новым годом!

15 Февраль 2022

#ПОДРОСТКАМ. Почему родители себя так ведут, и что делать?

Ты подросток и тебя достали родители. Они не понимают, что ты уже взрослый_ая и ограничивают, при этом ждут от тебя...

25 Июнь 2016

Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века» 7–8 октября 2016 г., Москва

Психическое здоровье человека относится к числу наиболее интригующих, сложных и никогда не утрачивающих своей актуальности проблем. Мнимая простота его обыденного...

25 Октябрь 2016

IV Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» пройдет в Москве

С 23 по 29 ноября 2016 года состоится Четвертый Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» под...

16 Январь 2017

Применение методов музыкальной терапии в психоневрологических учреждениях. Опыт Москвы и Петербурга

Союз охраны психического здоровья и Совет молодых ученых РОП представляют полную версию вебинара «Применение методов музыкальной терапии в психоневрологических учреждениях....

25 Март 2015

Участие в 23-ем Европейском Конгрессе по психологии в Вене

Союз охраны психического здоровья примет участие в 23-ем Европейском Конгрессе по психологии в Вене, Австрия.    31 марта 2015 года...

23 Декабрь 2015

Новый Год пришел к нам в гости! Новогодний концерт в ГАУЗ МО "Психиатрическая больница N 22"

22 декабря на базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках программы социально-культурной реабилитации состоялся Волшебный Интегрированный Новогодний Концерт. Концерт...

21 Январь 2016

21 января - Международный день объятий

21 января во всем мире отмечается один из самых необычных и веселых праздников - Международный день объятий (International Hug Day). Он...

26 Июнь 2020

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ ОБ ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Вышел в свет сборник научных статей по вопросам психического здоровья детей и подростков в рамках подготовки III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» -...

1 Август 2016

Опубликована программа Симпозиума «Психологическое здоровье и адаптивный спорт»

Адаптивный спорт, как один из видов адаптивной физической культуры, позволяет осуществлять своими средствами и методами не только медико-биологическую реабилитацию, восстановление...