Искусство аутсайдеров в России
Анна Суворова, историк искусства, кандидат искусствоведения
Изучение творчества душевнобольных в СССР велось несколькими исследователями в период 1920-х и 1970-х годов (П.И. Карпов, Э.А. Вачанадзе, С.А. Болдырева и др.). В первой половине – середине 1980-х годов существовавшие на кафедрах психиатрии медицинских вузов и в некоторых лечебницах дидактические подборки рисунков душевнобольных, использующиеся как средство обучения диагностике психических расстройств, начинают рассматриваться также и как проявление творческого начала. На это переосмысление влияет изменение представлений о границах искусства, а также возможность знакомства «агентов влияния»: психиатров и коллекционеров – с искусством авангарда и модернизма, исследованиями зарубежных ученых.
Идеология эпохи позднего «застоя» была ориентирована на создание положительного образа советской психиатрии, репутация которой серьезно пострадала от политических злоупотреблений. В конце 1970-х годов Минздравом СССР был разработан проект плана основных мероприятий, согласованный с КГБ при СМ СССР, Госкомитетом СМ СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли и МИД СССР. Документ включал также пункт о подготовке изданий, в том числе ориентированных на западного читателя. Так, в первой половине – середине 1980-х годов выходит в свет иллюстрированное трехтомное издание «Изобразительный язык больных…», посвященное рисункам душевнобольных. Авторами трехтомника стали авторитетные советские психиатры (Бабаян Э.А., Морозов Г.В., Морковкин В.М., Смулевич А.Б.) и искусствоведы, имена которых лишь упомянуты во втором томе. Сам факт появления вероятно политически инициированного издания косвенно свидетельствует и о начинающемся интересе к признанию феномена творчества душевнобольных.
На рубеже 1980–1990-х годов статус творчества душевнобольных и искусства аутсайдеров в отечественной культуре начинает стремительно меняться. Трансформации были обусловлены процессами «гласности» и «перестройки», коснувшихся в равной степени психиатрии и искусства, освободившихся от давления идеологии. Они оказываются соединены концептом «инаковости», ставшим важной положительной категорией культуры этой эпохи. Другим важным фактором, стимулирующим активное формирование феномена аутсайдерского искусства, становится рост частных инициатив.
В 1990 году в Москве организуется Центр творческой реабилитации душевнобольных «Нерв». В число организаторов-единомышленников входят преимущественно люди творческих профессий. В том же году была организована серия выставок. Первая – «Мы тоже творим» – прошла в Институте скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Меняется также и риторика высказываний о творчестве душевнобольных со стороны представителей научного сообщества и мира искусства, появляются первые публикации, посвященные этой теме.
Характерным симптомом 1990-х годов становятся и зарубежные контакты. Уже в 1990 году проходит выставка искусства душевнобольных из СССР в Мюнхене; организатором выставки выступает Центр творческой реабилитации «Нерв». В 1997 году, в рамках параллельной программы Documenta Х в Касселе, состоялась выставка «Ярославская коллекция» из собрания ИНЫЕ. Эти проекты демонстрируют интерес к феномену российского искусства аутсайдеров.
В 1995 году Гуманитарный центр Российского фонда культуры, в рамках которого существовала коллекция искусства аутсайдеров, был переименован в Общественное объединение Гуманитарный центр – Музей творчества аутсайдеров. К 1996 году была завершена работа по созданию Музея творчества аутсайдеров. Экспозиция музея размещалась на Измайловском проспекте в Москве, включала три небольших зала и представляла следующие разделы коллекции: 1) искусство аутсайдеров; 2) категория «новый вымысел»; 3) наивное искусство; 4) творчество душевнобольных. Также Музей творчества аутсайдеров принимает участие в одном из самых знаковых событий Европы в сфере наивного и аутсайдерского искусства – триеннале наивного искусства «Инсита-97» в Братиславе.
В середине 1990-х годов дискурс аутсайдерского искусства в России становится более научно ориентированным. Как и в случае с изучением этого феномена в Европе, к очерчиванию его границ, интерпретации и осмыслению этого поля подключаются философы. В 1995 году, при участии кафедры эстетики философского факультета МГУ и под руководством профессора А.С. Мигунова, проводится первая конференция по вопросам художественного примитива и маргинального искусства. В 1997 году, по инициативе В.В. Гаврилова, в Ярославле начинается серия отечественных и зарубежных выставок коллекции ИНЫЕ; проходят междисциплинарные конференции о духовных, художественных и арт-терапевтических подходах к творчеству; а с 1999 по 2003 годы организуется четыре симпозиума ИНЫЕ – СИПЭ (SIPE — Международное общество психопатологии экспрессии).
В период 2000–2010-х годов масштабную деятельность по изучению, сохранению и популяризации аутсайдерского искусства в России ведет Музей наивного искусства (ныне – Музей русского лубка и наивного искусства). Музеем регулярно проводятся «Фестнаив», с 2004 года идущий в режиме триеннале, в котором также выделяются разделы искусства аутсайдеров.
Колоссальное значение для развития поля аутсайдерского искусства в современной России имеют коллекционеры и частные институции, ориентированные на сохранение и продвижение этого феномена, выявление новых имен: А.В. Турчин (коллекция Турчина-Богемской), В.В. Гаврилов (собрание ИНЫЕ), А.В. Мигунова-Тиханюк, галерея «АртНаив» (Москва), Автономная некоммерческая организация «Аутсайдервиль» (Санкт-Петербург) и другие..
Помимо кафедры эстетики философского факультета МГУ, другим важным академическим центром изучения аутсайдерского искусства становится Государственный институт искусствознания (Москва). Исследования и популяризация этого феномена были начаты К.Г. Богемской и продолжены Н.А. Мусянковой, курирующей научные события, посвященные искусству аутсайдеров в 2010-е годы.
Для отечественного искусствознания искусство аутсайдеров на протяжении почти всего советского периода было «зоной умолчания». Период рубежа 1980 – 1990-х годов обусловлен значительной актуализацией темы творчества душевнобольных и искусства аутсайдеров, что было связано с переосмыслением механизма творчества и языков искусства, прекращением идеологического давления на поле искусства и значимостью концепции «инаковости». Все это приводит к появлению значительного числа общественных инициатив, выставок, публикаций, с процессом институционализации аутсайдерского искусства в России.
В формировании дискурса искусства аутсайдеров важную роль играют коллекционеры, апеллирующие к авторитетным, зарубежным исследователям, представителям специализированных арт-институций и психиатрических институций, а также к профильным и популярным изданиям. Также идут процессы самоинституционализации: формируются частные музеи и собрания, ведущие активную просветительскую и общественную деятельность. В период 2000-х годов формируется устойчивый интерес к аутсайдерскому искусству со стороны академических исследователей. Тем не менее исследования аутсайдерского искусства в России находятся только в самом начале пути.