Школа антистресса
Представляем результаты социального проекта: «Школа антистресса», выполненного студентами и учащимися Саратовского государственного медицинского университета им.В.И.Разумовского и Центра довузовского образования «Медицинский предуниверсарий», в рамках I Всероссийского конкурса «Октябрь — месяц охраны психического здоровья», посвященного Всемирному дню психического здоровья:
Целью проекта «Школа антистресса» было научить подростков правильно оценивать свои эмоциональные ресурсы, использовать практические навыки защиты от стресса в учебном процессе.
В результате проведенной психологической диагностики среди 164 обучающихся на базе Центра довузовского образования «Медицинский предуниверсарий» ФГБОУ ВО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России было выявлено, что подростки имеют высокий уровень тревожности, который зависит от ситуации, личностных, гендерных особенностей, уровня мотивации, уровня эмоционального интеллекта и социального интеллекта. Композиторная оценка социального интеллекта показала, что общий уровень социального интеллекта достоверно выше у участников исследования с высоким уровнем мотивации и низким уровнем тревожности. В результате применения методики Спилбергера-Ханина было выявлено, что реактивная и личностная тревожность у девочек выше, чем у мальчиков на различных этапах учебного процесса. В результате проведения повторного тестирования количество мальчиков и девочек с умеренной реактивной тревожностью значительно увеличилось (мальчиков было-41,6%, а стало- 52,7% девочек было- 33,4%, а стало- 45,7%); и количество подростков с умеренной личностной тревожностью тоже увеличились (мальчиков было-83,2%, а стало- 89,7% девочек было- 19,3%, а стало- 32%). Отмечены изменения в уровне эмоционального интеллекта (ЭИ): количество мальчиков и девочек с высоким уровнем ЭИ увеличилось с 52% до 67%, а количество подростков с низким уровнем ЭИ сократилось до 5% от общей выборки.
Такие показатели, как уровень тревожности, эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости, значительно улучшились после внедрения комплексной программы. направленной на коррекцию эмоциональной сферы подростка и уровня его самооценки, повышение уровня стрессоустойчивости и социального интеллекта, а также получение знаний об основах межличностной коммуникации. Программа включала: тестирование исходных показателей психоэмоционального состояния специальными методиками (тест «Социальный интеллект» Гилфорда, опросник Т. Элерса для изучения мотивации достижения успеха, тест на стрессоустойчивость, тест «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина, методики диагностики уровня эмоционального интеллекта: самооценочный опросник Холла и объективный тест Гоулмана); две лекции, шесть тренингов; индивидуальные консультации с психологом; а также подготовку авторского пособия для самостоятельной работы.
В рамках программы участники познакомились с различными техниками релаксации, с особенностями «правильного мышления», с упражнениями для развития способностей к осознанной регуляции эмоций, к пониманию (осмыслению) эмоций, к ассимиляции эмоций в мышлении, к различению и выражению эмоций, с правилами успешного межличностного взаимодействия и способами повысить свою работоспособность путем улучшения психоэмоционального состояния. Проект «Школа Антистресса», по мнению авторов, доказал свою эффективность и в дальнейшем будет предложен для использования в других регионах Российской Федерации.