RU EN

Для чего нужна школа?

Официальная версия гласит, что в школу мы ходим для того, чтобы учиться. Психологическая же отличается — школа нам нужна для освоения правил и формирования поведения, а еще… для социализации. Именно в школьные годы мы, в числе прочего, осваиваем и такой навык, как дружба — учимся взаимодействовать с окружающими, договариваться, выстраивать личные границы и уважать чужие, уважать интересы других людей. Не менее важно, что, общаясь с другими, мы сами себе отвечаем на такие вопросы, как: а какой я вообще человек? какие качества меня отличают? что является моими сильными и слабыми сторонами?..

Таким образом, школьная дружба нам необходима для того, чтобы научиться общаться с окружающими, а также понимать самого себя.

Все мы отличаемся по своей природе — кто-то еще только заходя в помещение успевает со всеми познакомиться и стать другом; кто-то за одиннадцать лет учебной жизни не совершил диалог более чем из двух реплик со своими одноклассниками. В каждом из нас в той или иной мере существует потребность в общении, но кому-то для психологического комфорта необходимо двадцать друзей, а кому-то достаточно и одного. В этом смысле не стоит стоять над душой и заставлять ребенка знакомиться и «дружить» со всеми одноклассниками — с ним уже все нормально, если ему необходим другой человек и живое общение.

Стоит ли беспокоиться, если ребенок ни с кем не дружит и говорит, что ему хорошо одному? Конечно, не стоит сразу бить в набат, но вот понаблюдать — необходимо. Если малыш никогда не ходил в сад и раньше ему с избытком хватало общения с семьей, то ему необходимо будет время для адаптации в школе к новым людям. Если же в его поведении резко что-то изменилось, и дружелюбный ребенок стал замкнутым, то проанализируйте ситуацию — какие глобальные изменения произошли в семье или в жизни? Не было ли травмирующего и пугающего опыта? Все ли у него в порядке в отношениях с одноклассниками? Как минимум это стоит обсудить с самим ребенком, с его классным руководителем, а как максимум — с психологом.

Если же вы понимаете, что нежелание ребенка общаться — это только одна из ряда его отличительных от сверстников особенностей, то лучше получить комментарий специалиста. Так вы точно сможете убедиться, является ли это вариантом нормативного развития, или же требуется специальная помощь для развития тех или иных навыков. Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому, вместо того чтобы переживать, лучше получить одну консультацию психолога.

К сожалению, как бы не хотел родитель помочь, но даже если он все возьмет в свои руки и сам познакомит своего ребенка с кем-то — далеко не факт, что это поможет. Постарайтесь со своей стороны создать как можно больше ситуаций, где ребенок будет общаться с другими детьми — запишите его на интересные секции, чаще выбирайтесь на площадку.

Если ребенок сам говорит вам о том, что у него не получается дружить, то стоит выступить в качестве тренера — проиграйте с ним разные ситуации общения, пусть он прямо на вас оттачивает свои коммуникативные навыки. Иногда нужно подсказать и направить — как лучше сказать или каких выражений избегать.

Увы, но порой чрезмерная замкнутость ребенка может стать как причиной, так и следствием буллинга со стороны сверстников. Основная проблема кроется в «тихом» характере этого явления — мало кто из детей сразу признается в том, что стал жертвой издевательств. В том числе поэтому важно изначально выстраивать доверительные отношения с ребенком, чтобы он всегда знал, что вы поддержите его в любых трудностях, а также постоянно быть включенным в жизнь и интересы чада.

Помните о том, что дружба — это навык, и хорошо показывать ребенку собственным примером, что такое дружба и каково это — быть другом.

Дарья Ведмицкая, клинический и перинатальный психолог, преподаватель МГППУ, психолог проекта вМесте, эксперт Союза охраны психического здоровья.

Похожие статьи

10 Июнь 2016

Д-р Джудит Куриански, представитель неправительственных организаций в ООН от Всемирного Совета по психотерапии (WCP), один из спикеров Конгресса, обратилась с приветственным словом к участникам

3 Июль 2018

Конкурс «Здоровое поколение». Уличная акция «Открытый микрофон»

Сотрудники Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина города Черногорска провели уличную акцию «Открытый микрофон».  Акция стала одним из мероприятий проекта...

24 Июль 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СИМПОЗИУМ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РАБОТА ИНВАЛИДОВ: ОТ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ К ТВОРЧЕСКОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ». 6-8 ОКТЯБРЯ 2015. МОСКВА. РОССИЯ.

9 Октябрь 2023

VIII Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»

6 октября 2023 года в канун празднования Всемирного дня охраны психического здоровья в г. Ставрополе прошел VIII Фестиваль реабилитационных программ...

11 Март 2024

У нее нет материнского инстинкта!

Уже не первый год в СМИ мы встречаем огромное количество заголовков, которое гласит, что один из приоритетов на данный момент...

15 Ноябрь 2024

Расстройство пищевого поведения: куда обращаться за помощью?

Куда обращаться, если вы заподозрили расстройство пищевого поведения у себя или у кого-то из близких? В серии наших публикаций о...

21 Март 2023

Потерять и найти свою идентичность

Героиней нашего ролика стала улыбчивая, очаровательная Лиза, которая уже несколько лет живет с диагнозом алопеция, то есть без волос. Когда-то...

3 Сентябрь 2020

Инициатива по охране психического здоровья в Швейцарии

Травы и психическое здоровье Ассоциация глобального психического здоровья начала свою деятельность в 2015 году как благотворительная некоммерческая организация, деятельность которой...

31 Июль 2019

В.И. Петрушин «Музыкальная терапия. Новые рубежи: От терапии к коучингу. Интегральный подход»

  В рамках издательского проекта «Библиотека «Союза охраны психического здоровья» вышла книга В.И. Петрушина «Музыкальная терапия. Новые рубежи: От терапии...

16 Сентябрь 2016

Дарлин Немет, со-генеральный секретарь Всемирного совета по психотерапии (WCP), выступит с докладом о формировании индивидуальной и общественной психологической устойчивости в период депрессии