#РОДИТЕЛЯМ. Важно знать — «Правило нижнего белья» [2]

В предыдущей публикации мы упомянули необходимость с раннего детства учить детей тому, что с телом нельзя делать ничего против собственной воли, а также что существуют хорошие и плохие, то есть недозволительные прикосновения. Сегодня продолжим изучать оставшиеся аспекты «Правила нижнего белья».

3. Хорошие и плохие тайны.

С одной стороны, мы учим детей тому, что нужно уметь сохранять тайны. С другой стороны, мы боимся, как бы ребенок не начал утаивать от нас что-то неподобающее…

Важно рассказать ребенку, что если тайна вызывает у него тревогу, если он понимает, что его просят держать в секрете что-то неправильное, плохое, то он всегда может рассказать об этом родителю. При этом родитель должен сам научиться не быть осуждающим в такие моменты — конечно, порой от услышанного волосы могут встать дыбом, но важно в первую очередь похвалить ребенка за то, что он нашел в себе смелость рассказать что-то его волнующее.

Нужно обсудить с ребенком, что бывают хорошие тайны — как правило, они хранятся между друзьями, например, если кто-то кого-то хочет удивить. Плохие тайны — когда ребенка просят оставить в тайне плохой поступок, что-то, что вызывает душевные терзания. У таких тайн есть свой маячок — когда взрослый человек предлагает ребенку сохранить случившееся между ними и предлагает «не говорить родителям».

Также стоит рассказать ребенку, с кем еще он может поделиться тревожащими его событиями. Это могут быть старшие братья и сестры, другие родственники, взрослые, кому ребенок доверяет. Если ребёнок уже учится в школе, то таким взрослым может стать учитель или школьный психолог.

4. Взрослый на защите.

Мы неоднократно повторяли, что ответственность за половое воспитание детей лежит на родителях. С младых ногтей дети должны знать, к кому идти за помощью в сложных ситуациях, кому они могут пожаловаться, если что-то идет не так, почему они не должны идти за взрослыми, предлагающими леденец, посмотреть на щенят или просящими показать им дорогу.

Научите детей, что они должны кричать, если посторонний взрослый делает с ним что-то против его воли. Научите, куда или к кому стоит бежать, если такой взрослый встретился на улице. Научите, какие прикосновения считаются недопустимыми. Расскажите, с какими взрослыми дети могут уходить из детского сада, школы, с игровой площадки.

Создайте такие отношения с детьми, где они смогут без стеснения задать вам любой вопрос или обратиться с любой сложностью.

Приведу ситуацию из реальной практики. Мальчик Никита (имя изменено), 5 класс. Он был спокойным, домашним ребенком, интересовался футболом, общением с мальчишками. Как-то раз после школы озадаченный Никита подошел к маме со следующим вопросом: «Мам, мне тут девочка в школе предложила сделать кутикулус, я отказался. Что это вообще такое?» (думаю, все понимают, о чем речь, и уточнение не требуется).

Нужно отдать должное материнской выдержке и находчивости — она не стушевалась, отложила домашние дела и провела внеочередной разговор с сыном. Все это было сделано так, что мальчик не застеснялся, а значит, он не побоится задать новые вопросы.

Понимаю, что история кому-то может показаться шокирующей, но дети вообще любят нас удивлять.

5. Ну и еще раз — обсудите, кому ребенок может довериться.

Какими бы хорошими не были отношения между родителями и детьми, порой ребенок может стесняться обсуждать что-то с родителем, особенно если у событий есть налет чего-то запретного, постыдного. Такое случается, если раньше с ребенком никогда не случались разговоры о сексуальности, половой неприкосновенности. По этой причине важно работать на опережение — начинать такие беседы самим, в соответствии с возрастом ребенка.

Такую беседу — о доверительных лицах — можно провести в игровой форме. Создать «карту» — к кому с какими вопросами ребенок может обратиться или позвонить, стоит даже прописать номера телефонов. В такой игре можно в ходе обсуждения можно отследить реакции ребенка — как относится к тем или иным взрослым из окружения, насколько ему с ними потенциально комфортно.

Вот, пожалуй, и все аспекты, которые стоит учитывать. Помните, что вне зависимости от темы разговора, вы беседуете с ребенком. Поэтому будьте уверены в том, о чем вы говорите, покажите ребенку, что он может вам доверять, и включайте в беседы творческий и игровой компонент!

Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

17 Май 2018

Экспертное мнение Джанет Бёрнс, профессора клинической психологии Университета Кентербери (Крайстчёрч, Новая Зелендия)

По оценкам ВОЗ, проблемы психического здоровья являются ведущей причиной инвалидности в мире. Затраты госбюджета в Великобритании на эти нужды ежегодно...

18 Апрель 2024

Абсурд и романтика

24 апреля 2024 года в галерее «ГРАУНД Солянка» ансамбль профессионального особого театра «Круг II» сыграет свой театрализованный концерт «Абсурд и...

2 Ноябрь 2016

О чём щебечут птицы?!

О чём щебечут птицы?! Какие небылицы Рассказывают мне? Забавно, словно в сказке, Чьи шёпоты и ласки Перепевают, чьи?   На...

7 Ноябрь 2016

Семинар «Введение в Анализ движения Лабана (ЛМА) и Двигательные основы Бартениефф (БФ). Знакомство с понятиями: тело, пространство, время, усилие»

10 Май 2023

В Республике Бурятия прошел Слет наставников проекта «Старший брат»

В Республике Бурятия прошел Слет наставников проекта «Старший брат» С 24 по 26 апреля в Республике Бурятия прошел Слет наставников...

18 Май 2017

Открыт прием заявок на участие в Конкурсе волонтерских программ в сфере реабилитации «Другие»

  Союз охраны психического здоровья объявляет Конкурс волонтерских программ в рамках III Фестиваля реабилитационных программ для людей с психическими особенностями...

12 Январь 2023

Научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье семьи в условиях глобальных вызовов современности»

20 Октябрь 2023

Кто такой этот ваш внутренний ребенок?

Несмотря на то, что марафоны желаний сейчас под запретом, о внутреннем ребенке и о необходимости с ним познакомиться нам вещает...

11 Май 2020

Рекомендации для медицинских работников, находящихся в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок в период пандемии COVID-19

В рекомендациях представлена современная информация о влиянии пандемии коронавируса на медицинское сообщество. Проанализирован зарубежный опыт, а также приведены первые результаты...

28 Сентябрь 2016

То там, то здесь в листве сквозно...

Сегодня на базе ГАУЗ МО "Психиатрическая больница №22" прошел первый осенний мастер-класс по бисерной флористики от Пантелеевой Галины Анатольевны, руководителя...