Арт-терапия и ее адаптивное значение

Арт-терапия — лечебно-развивающий метод, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния человека и развитие коммуникативных способностей, основанный на различных видах творчества. В настоящее время арт-терапия становится неотъемлемым компонентом в социальной реабилитации детей и взрослых людей с психическими особенностями и особенностями развития. Ценность метода обусловлена способностью человека через творчество передавать в открытую внешнюю среду свое мироощущение и оттенки душевного состояния, а также получать обратную эмоциональную связь от процесса и результата работы. К отдельным методикам арт-терапии относят изотерапию (изобразительное творчество), лепку (глина, пластилин), песочную, музыкальную терапию, танце-двигательную и театральную терапию, игровую терапию, сказкотерапию и другие.

В процессе творчества в групповых арт-терапевтических занятиях ярко проявляется социализирующая, коммуникативная направленность. Это особенно важно для людей с ментальными особенностями, которые вынужденно находятся в большей или меньшей социальной изоляции. Развитию коммуникативных навыков способствуют действия арт-терапевта, который обладает не только различными техническими, ремесленными навыками, но и компетенциями группового психотерапевта. Выполняя задание, участники группы учатся взаимодействию, проявляют те или иные эмоции, обмениваются мнениями, обсуждают между собой и с терапевтом свои трудности и успехи. Личные достижения и возможность участия в выставках работ, показательных творческих выступлениях повышают самооценку участников арт-терапевтических групп, мотивируют их к дальнейшей творческой и трудовой деятельности, способствуют адаптации в обществе.

Осваивая новые навыки и вовлекаясь в творческую деятельность, некоторые участники арт-терапевтических занятий открывают в себе значительный творческий потенциал и продолжают развивать свои способности в дальнейшей жизни. Во многом такому развитию событий способствует открытие арт-терапевтических центров и клубов вне стационарных психиатрических и социальных учреждений, в том числе на базе некоммерческих организаций. В наши дни многие художественные музеи, арт-пространства и другие культурные центры предлагают специальные адаптированные арт-терапевтические познавательные программы и мастер-классы для людей с психическими особенностями.

Благодаря развитию арт-терапии и возникшему интересу исследователей-искусствоведов к художникам-непрофессионалам и художникам с психиатрическим опытом, к настоящему времени сформировалось отдельное направление современного искусства получившее название art brut или outsider art. Новая ниша коллекционирования постепенно заинтересовала не только ценителей высокого искусства, но и широкую публику.  На сегодняшний день работы художников-аутсайдеров участвуют в международных выставочных проектах, представлены в галереях по всему миру. Зрителя привлекает нестандартный, непривычный взгляд на вещи и главенствующее стремление передать идею, непосредственное чувство без строгой доминанты академических законов живописи.

В ряде случаев творческие и арт-терапевтические мастерские становятся площадками трудовой занятости для особых мастеров. Реализация декоративно-прикладной продукции, созданной в таких мастерских, дает возможность людям с инвалидностью получить дополнительную финансовую помощь. Методы арт-терапии продолжают развиваться, представляя собой открытый познавательный процесс. Помимо эмпирического совершенствования техник арт-терапии в настоящее время ведутся научные исследования по оценке ее эффективности и стандартизации оказываемой помощи. В целом арт-терапия позволяет человеку развить творческие способности, уравновесить свой внутренний мир и эмоциональные переживания, улучшить контакт с окружающими и адаптацию в обществе, повысить самооценку и чувство собственной социальной значимости.

Похожие статьи

11 Ноябрь 2016

Как сохранить психическое здоровье?

7-8 октября 2016 года в Москве, в гостинице AZIMUT Moscow Olympic Hotel, пройдет Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века». В...

28 Февраль 2023

Родитель - ребенок - психолог: поводы для обращения за помощью. 

В прошлой публикации из серии «Родитель - ребенок - психолог» мы обсудили распространённые отговорки, которые используют родители для того, чтобы...

17 Май 2018

Экспертное мнение Джанет Бёрнс, профессора клинической психологии Университета Кентербери (Крайстчёрч, Новая Зелендия)

По оценкам ВОЗ, проблемы психического здоровья являются ведущей причиной инвалидности в мире. Затраты госбюджета в Великобритании на эти нужды ежегодно...

30 Май 2018

Круглый стол «Превенция суицидального поведения: подходы к созданию комплексной программы профилактики» в рамках XII Форума "Здоровье нации – основа процветания России"

14 Май 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: Экспертное мнение профессора Раймонда Чана

Экспертное мнение профессора Раймонда Чана, профессора нейропсихологии и прикладной когнитивной нейронауки лаборатории психического здоровья Института психологии Китайской академии наук (Пекин,...

4 Июль 2018

Конкурс «Здоровое поколение». Поэзии волнующие строки!

  В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке в рамках проекта «Два поколения объединяет чтение!» состоялась творческая встреча с поэтессой Любовью Петровой....

10 Август 2023

Директор СОПЗ Екатерина Мартусова – спикер слета молодежного актива города Москвы «STOлица.Лето»

Молодежный слет «STOлица.Лето» – познавательный и командообразующий выезд для молодежного актива города Москвы, который ежегодно проводится в нестандартных условиях лесной...

10 Март 2021

Всероссийская онлайн научно-практическая конференция «Юриспруденция и психическое здоровье граждан»

18 марта в 11.00 (мск.) состоится Всероссийская онлайн научно-практическая конференция «Юриспруденция и психическое здоровье граждан», которая направлена на повышение информированности...

30 Ноябрь 2016

Декабрь - месяц ожидания!

Полна ожиданием чуда природа, И в праздник прекрасный на сердце светло!   Суета и волнение царят сейчас во всех учреждения:...

11 Май 2018

Снижение бедности через трудоустройство людей с инвалидностью: результаты научно-практической и исследовательской деятельности в сфере психологии