Трехдневный музыкальный интенсив

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ прошёл трехдневный интенсив по музыкальной терапии по программе, разработанной клиническим психологом Антоном Черепановым. По инициативе ответственного специалиста подразделения «Медико-социальной реабилитации», психотерапевта Барановой Ольги Вячеславовны при содействии специалиста по социальной работе Шанина Вячеслава Владимировича и клинического психолога Ахмедовой Марины Магирамовны была проведена диагностика психоэмоционального состояния пациентов до и после занятий.

В мини-исследовании приняли участие 14 пациентов стационара из мужского и женского отделений: 9 и 5 человек соответственно. До и после занятий по музыкотерапии пациентам были предложены методики: исследования тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера и рисунок человека.

Не приходится говорить о получении достоверных различий до и после занятий по причине малого количества пациентов в обследуемой группе, отсутствия контрольной группы для сопоставления результатов, также не учитывались побочные факторы (мотивационные установки участников, длительность и время занятий, личность ведущего группы). Тем не менее по данным тестов можно говорить о следующих тенденциях:

  1.  Снижение личностной и ситуационной тревожности после занятий. Возможно, программные занятия, увеличивающие взаимодействие между пациентами в группе, являются благоприятными для улучшения психоэмоционального состояния их участников.
  2.  Снижение побуждений к возбуждающим эмоциям по тесту цветовых выборов (жёлтому, красному – меньше предпочтений, чёрному — больше). Это может свидетельствовать о более адекватной оценке восприятия действительности, а также о том, что преобладающие побуждения к стимуляции эмоций и возбуждению сменились на тенденции к переживанию грусти и печали в связи с увеличением критического отношения с собственному состоянию.
  3.  В рисунах — появление более крупных черт лица и элементов, выражающих эмоции; разрозненные элементы становятся объединенными в целостную композицию. Это может указывать развитие коммуникаций пациентов, увеличение рефлексивного отношения к себе и Другому, социальную интеграцию и ощущение комфорта в группе.

В программе занятий был сделан акцент на развитие взаимоотношений между пациентами, в которых музыка являлась средством невербальной коммуникации. В упражнениях пациенты могли выразить своё состояние с помощью игры на музыкальных инструментах, танцевально-двигательной активности под музыку, пения и сочинения песен. Это способствовало снятию психоэмоционального напряжения и развития способности к эмпатии, пониманию эмоций другого человека. Особую роль играли моменты пауз и тишины после возбуждающих и громких моментов на занятиях, когда пациенты могли расслабиться, успокоиться, почувствовать своё дыхание.  Помимо полученных данных от большинства пациентов получена позитивная обратная связь и готовность продолжать занятия.

Совместная исследовательская работа специалистов ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» также стала средством сплочения между сотрудниками и материалом для дальнейшей дискуссии по улучшению качества психо-социальной реабилитации и оказания психотерапевтической помощи.

 

Похожие статьи

19 Апрель 2018

The Youth Section of the World Council for Psychotherapy is Starting a New Interactive Global Project: YWCP Club

The Youth Section of the World Council for Psychotherapy is starting a new interactive global project: YWCP Club Every first...

27 Февраль 2017

Благотворительный показ фильма Сергея Александровича Соловьёва "КЕ-ДЫ"

  4 апреля 2017 года Союз охраны психического здоровья при поддержке Департамента культуры г. Москвы и ГБУК г. Москвы «Москино»организует...

7 Июнь 2022

#РОДИТЕЛЯМ. Интроекты – что делать?

Родительская тревога о ребенке и его будущем всегда высока, да и каждый родитель всегда хочет лучшего для своего чада. Как...

19 Ноябрь 2019

Заседание Оргкомитета по подготовке и проведению III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века»

19 ноября в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации состоялось очередное заседание Оргкомитета по подготовке и проведению III Конгресса «Психическое...

16 Сентябрь 2016

Малгорзата Милчарек, руководитель проектов, Европейское агентство по безопасности и гигиене труда (EU-OSHA), представит свой доклад в рамках Конгресса

28 Ноябрь 2016

«Дурочка», «Каша из топора», хоровод и кадриль – театрально-музыкальная пятница

Удивительное рядом! В рамках гастролей на Четвертый Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» в ГАУЗ МО...

12 Апрель 2021

II Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Охрана психического здоровья детей, подростков и молодежи»

29 Февраль 2016

Профессор Мохаммед Ходаярифард, Вице-президент Всемирного совета по психотерапии, обратился с приветственным словом к участникам Конгресса

11 Февраль 2016

Идет прием заявок на ежегодный конкурс «Здоровое поколение - 2016»

Союз охраны психического здоровья объявил о начале приема заявок на Общероссийский конкурс профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков,...

27 Декабрь 2023

С наступающим Новым годом!