Сюсюканье с детьми способствует их когнитивному развитию

Говорить с младенцем на более понятном ему языке полезно не только для его развития, но и для психики. По мнению специалистов, ребёнок понимает, когда взрослые обращаются именно к нему, и, соответственно, на это реагирует. Подробнее о том, когда можно и нужно сюсюкать с детьми, а когда следует это завершать, – читайте в материале (https://dobro.press/novosti/stoit-li-susukat-s-detmi-otvechaut-psihologi) .

Комментарий клинического психолога, психолога вМесте Дарьи Ведмицкой:

Проведя масштабное исследование, ученые выявили и объяснили то, что на бытовом уровне было давно понятно и очевидно для мам и специалистов, которые работают с детьми — сюсюканье полезно для развития ребенка.
Увидев младенца, волей-неволей многие из нас строят смешное лицо и начинают особенным образом разговаривать — речь становится более плавной, размеренной, мелодичной, с растянутыми гласными. То, что мы по привычке называется сюсюканьем, исследователи называют младенческим языком.

Годы эволюции не прошли даром — взрослые автоматически начинают сюсюкаться с детьми, и это не просто так. Различными исследованиями подтверждено, что дети лучше реагируют именно на такой способ коммуникации. Среди огромного количества аудиального шума ребенок должен вычленить именно тот, что адресован ему, и сфокусировать на нем свое внимание. Именно плавная, мягкая и распевная речь быстрее всего способна обратить на себя внимание малыша.
Нейрофизиологи говорят нам о том, что именно в ответ на сюсюканье, а не на взрослую и серьезную речь дети более активно начинают продуцировать ответную реакцию в виде… собственной речи. Более того — дети не только быстрее ориентируются на младенческий язык, но и проще усваивают информацию, которая была донесена до них таким образом.

Чем еще полезно сюсюкание?

Формирование привязанности
Именно в процессе обоюдного взаимодействия, милого и непонятного порой для посторонних воркования, между мамой и младенцем формируется привязанность, то есть особый тип отношений, который в дальнейшем формирует всю специфику общения уже выросшего ребенка с окружающими. Чем больше и чаще мама взаимодействует с ребенком на понятном для него уровне, тем более любопытным и открытым миру будет рости малыш.

Формирование эмоционального багажа
Сюсюканье — это не только специфичная речь, но и особым образом обогащенная мимика. Взрослый человек зачастую бессознательно ярче демонстрирует эмоции на своем лице, общаясь с младенцем, что помогает ребенку познакомиться с огромной гаммой различных эмоциональных реакций. Таким образом, вырастая, ребенок учится лучше определять свои собственные эмоции, а также эмоции других людей.

Развитие речевых реакций
Как уже было сказано, именно сюсканье чаще вызывает ответную реакцию со стороны ребенка. Соответственно, чем чаще мы будем обращаться к такому формату взаимодействия, тем быстрее ребенок начнет демонстрировать нам свою речевую продукцию. Казалось бы, это довольно очевидный факт, но, к сожалению, не все родители к нему прислушиваются.

Может ли сюсюканье навредить ребенку?
Безусловно, испортить можно любую положительную задумку. Сюсюканье особенно актуально для детей до полутора-двух лет. К тому моменту у ребенка уже достаточно развит свой собственный речевой аппарат, он уже хорошо ориентируется на слух и воспринимает любого рода речь, даже «взрослую», поэтому постепенно необходимость в сюсюканье отпадает сама собой. Но, к сожалению, не все готовы смириться с тем, что малыш растет и становится все более и более самостоятельным, так что если сюсюканье сопряжено с таким же отношением (не соответствующим возрасту), то есть риск того, что ребенок вырастет более инфантильным.

Когда точно стоит перестать сюсюкаться?
Постепенно эта манера речи отпадает сама собой, так, что родитель даже этого не замечает. Однако, если вы понимаете, что время идет, а сюсюкать вы не перестаете, то придется приложить усилия и обратить внимание на то, как ребенок реагирует на разные варианты обращенной к нему речи. Если одинаково, то придется собственными усилиями отучать себя сюсюкаться, но такое случается довольно редко.
Со всеми ли детьми работает сюсюканье?Специалисты и мамы заметили, что не все дети реагируют на обращенную к ним речь в форме сюсюканья. Дальнейшие исследования показали, что на такой формат не реагировали дети с дислексией — это расстройство, которое затрудняет распознавание слов. В таком случае с детьми следует говорить с ровной интонацией, неспешно, хорошо артикулируя слова.

Как правило, специально перестраиваться не приходится — мамы быстро интуитивно понимают, какая форма общения подходит именно для ее малыша.

Стоит обратиться к опыту старших поколений — у них чаще всего не было возможности каким-то образом специально развивать детей. Ребенок всегда и повсюду сопровождал родителя, и родитель или другие окружающие взрослые проговаривали все совершаемые ими действия слух, или же просто «болтали» с ребенком. Такой вклад в развитие может оказаться гораздо более ценным, чем несколько часов «развивашек» в неделю.

Дарья Ведмицкая, клинический психолог, психолог вМесте, преподаватель МГППУ.

Комментарий для ДоброЖурнал https://dobro.press/

Похожие статьи

8 Февраль 2024

«Безграничные личные границы» 20 февраля в 19:00

10 Октябрь 2019

В России появилось первое мобильное приложение для борьбы с депрессией

  Первое русскоязычное приложение самопомощи, предназначенное для борьбы с депрессией и улучшения качества жизни, от создателей «АнтиПаника» и «АнтиПаника Pro». Разработано...

31 Март 2016

Добровольческое движение в психиатрии. Место волонтеров в системе помощи людям с психическими расстройствами

Союз охраны психического здоровья провел семинар «Добровольческое движение в психиатрии» в рамках программного направления по подготовке реабилитационных программ для психиатрических...

5 Август 2015

В Лос-Анджелесе завершилась Олимпиада для людей с ментальными отклонениями

Спортсмены из России приняли участие в Специальных олимпийских играх – для людей с умственными отклонениями. В таких соревнованиях нет проигравших,...

23 Май 2018

Заседание Оргкомитета II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» прошло под председательством Игоря Каграманяна

   Член Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Николаевич Каграманян...

23 Март 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: Экспертное мнение Николь Акнин, Президента Европейской Конфедерации психоаналитической психотерапии (Франция)

10 Апрель 2016

КЫРГЫЗСКАЯ ПСИХИАТРИЧЕСКАЯ АССОЦИАЦИЯ (КПА) ПРИМЕТ УЧАСТИЕ В КОНГРЕССЕ

Кыргызская психиатрическая ассоциация (КПА), некоммерческое объединение юридических лиц на основе общности интересов и роду деятельности: научно-исследовательской, педагогической и практической работы...

1 Ноябрь 2016

«Неврозология и психосоматическая медицина»

  В монографии представлены основные теории и концепции неврозогенеза, формирования психосоматических расстройств, описана феноменология и семиотика невротических и связанных со...

13 Май 2021

«ПодРамки»: выставка работ художников-аутсайдеров, резидентов проекта «Аутсайдервиль

С 13 по 27 мая в книжном магазине|лектории «Во весь голос» пройдет выставка работ художников-аутсайдеров, резидентов проекта «Аутсайдервиль» с выразительным...

16 Декабрь 2020

Биполярное аффективное расстройство (маниакально-депрессивный психоз)

Определение. В настоящее время это расстройство носит название биполярное аффективное расстройство. Так, биполярное аффективное расстройство (БАР) – есть хроническое заболевание...