#РОДИТЕЛЯМ. Интроекты – что делать?
Родительская тревога о ребенке и его будущем всегда высока, да и каждый родитель всегда хочет лучшего для своего чада. Как уберечь его от необдуманных шагов, от ошибок? Порой за такими благими намерениями и следует внедрение интроектов, то есть установок, в жизнь ребенка. Мы уже подробно говорили о том, что такое интроекты, приводили примеры, и пошагово разбирались, как их можно устранить. Сегодня мы поговорим о том, как не допустить навязывания установок ребенку.
Почему вообще стоит постараться максимально оградит ребенка от установок? Каждый человек ответственен за собственную жизнь, только он сам, и никто иной. Здесь должны быть крики из зала, мол, какая ответственность, когда мы говорим о ребенке, и авторы этих слов будут правы. Конечно, обязанность родителя — вырастить ребенка, обучить его необходимым для дальнейшей жизни навыкам, в том числе и брать ответственность за свою жизнь. Но как ребенку этому научиться, если вокруг него повсюду разбросана солома в виде уже принятых за него решений, ограждения от «плохих» людей и компаний и определенного чуть ли не при рождении будущего? Как ребенок может научиться формулировать свое мнение, если в его голову с младых ногтей уже вкладывают готовые мнения? Да, давать ребенку свободу страшно, но никто и не предлагает посадить пятилетку за руль автомобиля — необходимо действовать в соответствии с возрастом ребенка. Когда-нибудь мы обязательно обсудим, что такое зона ближайшего развития и почему каждому родителю необходимо знать о ней, но эта тема достойна отдельной серии публикаций.
Итак, как же оградить ребенка от интроектов? Ответ на первый взгляд прост — разговорами.
Прежде чем давать ребенку возможность брать ответственность за свою жизнь, свои чувства и действия, нам самим нужно научиться брать ответственность за себя. «Мама очень расстроится, если ты принесешь домой тройку!» Получается, что ребенок ответственен за чувства мамы, ведь её дальнейшее настроение зависит от действий ребенка. Не кажется ли вам это странным? Строго говоря, такие слова можно считать манипуляцией.
И снова, мы понимаем, почему мама так говорит — она хочет, чтобы ребенок учился хорошо. Здесь можно пофантазировать — а почему для мамы это важно? Что в её жизни заставило её так думать? Но это уже совсем другой вопрос.
Разберем популярные фразы среди родителей.
«Не трогай это!», «Я сама сделаю», «Без меня не берись» — чувство несостоятельности.
Чаще всего родители говорят это опасаясь как за самого ребенка, так и за предметы обихода — он может порезаться ножом, разбить чашку и снова порезаться, рассыпать порошок по полу и облизать потом руки… мало того, что сам пострадает, так и еще и убирать потом за ним. Да, все именно так — придется бинтовать раны и по десятому кругу убирать кухню. А как иначе ребенок чему-то научится? Потом многие родители удивляются, а почему же этот взрослый уже детина им не помогает, но удивительного в этом ничего нет, ведь такие фразы заставляют ребенка чувствовать себя несостоятельным.
В этой ситуации важно не бояться озвучивать свои тревоги и мотив, согласно которому мы поступаем. «Подожди немного и мы попробуем сделать это вместе», «Давай я помогу тебе», «Нет ничего страшного в ошибке — если что, потом переделаем/уберем всё вместе» — вот действительно то, что важно услышать ребенку.
«Ой, да кому ты там нужен!», «Да чего они там не видели» — ощущение ненужности.
Конечно, времена, когда нужно было примерять джинсы, стоя на картонке и будучи прикрытым продавщицей, остались позади для многих. Но остался страх перед врачами, неожиданно раскрываемая шторка в примерочной, наряды, которые ребенку не по душе… Все это формирует в ребенке ощущение собственной ненужности для окружающих, его незначительность, а также проницательность личных границ и неумение говорить «нет».
«Ты можешь отказаться от осмотра врача, если не хочешь этого сейчас», «Ты имеешь право не показываться врачу, которому не доверяешь», «Я готов открывать дверь только после стука», «Расскажи мне о том, что тебе сейчас интересно — я с удовольствием тебя послушаю». Да, все это делает ребенка не таким удобным, ведь нужно прислушиваться к его желаниям и искать альтернативы, но кто рожает детей для удобства?
«Никому не доверяй», «Не секретничай с подружками», «Не полагайся на этих мужчин» — чувство недоверия к миру.
И в очередной раз такое поведение понятно — не хочется, чтобы ребенку было больно. Так может быть, стоит его учить быть избирательным, внимательно относиться к окружению, показать делом, что родители достойны доверия? Если ребенок рассказал родителю о чем-то значимом для него, например, о первой влюбленности, а потом услышал, как родители обсуждают это с друзьями и смеются, то стоит ли быть шокированным тем, что свои секреты он доверяет в первую очередь друзьям?
Если коротко озвучить основную мысль, то получится следующее — доверяйте детям, разговаривайте с ними на равных и будьте откровенны; не старайтесь передать им весь свой ценный опыт одним предложением, не создавайте для него непроницаемый стерильный пузырь. Сложно ли это? Безумно. Но чтобы быть достаточно хорошим родителем (а что такое достаточно хороший родитель мы еще тоже обсудим) стоит постараться. Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.