#РОДИТЕЛЯМ. Эффективное обучение — что важно знать вне зависимости от возраста?

В нашей предыдущей публикации мы досконально разобрали такие понятия как зона ближайшего и зона актуального развития. Кратко напомним основную мысль, которую нам необходимо держать в голове — в зоне ближайшего развития ребенок способен выполнять те или иные действия только в кооперации со взрослым, постепенно осваивая задачу. Когда задача освоена, и ребенок может её выполнить самостоятельно, она находится уже в зоне актуально развития.

Родителям и учителям важно быть чуткими в определении того, в какой же зоне находится задача, действие, предлагаемые ребенку. Важно давать ребенку действовать самостоятельно там, где это ему под силу — таким образом будет поддерживаться его интерес к выполнению заданий. С другой стороны, важно поддерживать ребенка в задачах, где самостоятельно он пока справиться не может. Эффективнее всего эту поддержку оказывать из позиции сотрудничества.

Здесь мы переходим к важному и удивительному открытию — такие зоны развития в широком смысле есть у каждого из нас вне зависимости от возраста. Существует большое количество действий, занятий и навыков, которыми мы не владеем. Самым простым примером здесь может выступать изучение иностранного языка.

Если человеку показать предложение, написанное на незнакомом ему иностранном языке, то, очевидно, что он ничего не поймет — это зона недоступного. После непродолжительного изучения в сотрудничестве со знающим преподавателем тот же человек, применяя полученные знания и навыки использования словаря, сможет эту фразу перевести. Ну а результатом изучения будет самостоятельный перевод и даже придуманная в ответ фраза.
Конечно, можно возразить — языки сейчас можно учить самостоятельно через разные приложения и видео-уроки, но для большинства из нас такой метод не гарантирует получения отличных результатов.

Вне зависимости от возраста, при изучении того или иного навыка, нам нужен другой человек, «взрослый» — то есть тот, кто уже такими навыками обладает, в кооперации с которым мы можем решить задачи, нам пока не доступные.
Одним из важнейших действий этого «взрослого» является поиск оптимальных для нашего уровня задач — что-то такое, чем мы еще не овладели в полной мере, что-то, где нам может потребоваться помощь. Такое постепенное увеличивание сложности позволяет изучающему не замирать на одном месте, осваивая все большее количество правил, навыков.

Предположим, что «взрослый» нашел задачку подходящего уровня — мы понимаем, что от нас требуется, но в ходе решения испытываем некоторые трудности — нам нужна помощь. Что будет делать этот знающий человек? Если перенести эту задачу на детско-родительские отношения, то многие родители берутся выполнять здание за ребенка, но разве таким образом получится сформировать новый навык? Конечно, нет.

Какое качество может помочь родителю или взрослому способствовать эффективному развитию? Здесь может быть долгое перечисление — вера в способности ребенка, необходимость дать ребенку действовать самостоятельно… и все эти ответы будут верными. Но основное здесь — это умение задавать вопросы, которые будут наводить ребенка на необходимые действия. Поняв, что необходимо сделать для решения задачи, важно задать еще один вопрос — что ребенок может сделать самостоятельно, а где ему требуется помощь?

Таким образом и взрослый может увидеть, где заканчиваются знания ребенка, так и сам ребенок понимает, каких навыков ему еще не хватает, чему ему предстоит научиться.

И снова важный момент — взрослому здесь важно удержаться от помощи. Сделать с ребенком вместе только то, где ему требуется помощь, а в остальном подрастающий ум должен действовать самостоятельно. После такой нехитрой операции важно спросить ребенка — а сможет ли он в следующий раз повторить это действие самостоятельно? Таким образом и происходит «присвоение» умения.

Как видно, алгоритм на первый взгляд прозрачен — подбери задачку чуть сложнее, чем ребенок может решить самостоятельно, спроси, где он справится сам, а где ему потребуется помощи, решите задачку совместно, да и спроси в завершении, а сможет ли он это повторить сам. Но, увы, как всегда — самые простые вещи являются самыми сложными для реализации их в жизни.

Такие простые действия позволяют нам эффективнее усваивать новые навыки вне зависимости от возраста — поэтому, когда вы столкнетесь с неразрешимой на первый взгляд задачей, задайте себе вопрос — что я могу сделать сам, а где мне нужна помощь?

Получается ли у вас задавать такие вопросы своим детям? А самому себе? Дарья Ведмицкая, психолог вМесте

Похожие статьи

8 Февраль 2024

«Безграничные личные границы» 20 февраля в 19:00

7 Ноябрь 2018

Конкурс «Здоровое поколение». Самореализация молодёжи в публицистическом творчестве как основа психологической профилактики здоровья

12 Ноябрь 2019

Конкурс «Здоровое поколение». Калейдоскоп ресурсов.

Гостями программы «Утромания» (Радио России. Ярославль) стали Надежда Владимировна Клюева, доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой консультационной психологии ЯрГУ им....

2 Апрель 2019

Встреча в ГБУЗ «Республиканская клиническая психиатрическая больница» Республики Башкортостан

28 марта 2019 года в рамках рабочей поездки экспертов Союза охраны психического здоровья в Уфу по вопросам исследования услуг в...

22 Май 2018

Издание Британского Королевского университета психиатров опубликовала статью о докторе Афзале Джаведе

Издание Британского Королевского университета психиатров – RCPsych Insight – публикует статью, посвященную доктору Афзалу Джаведу, члену Международного комитета II Конгресса...

13 Октябрь 2015

Итоги Фестиваля реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?»

 «Если я не такой, как ты, то я этим не оскорбляю тебя, а одариваю». Антуан де Сент–Экзюпери. В преддверии Международного...

17 Апрель 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ СОЛОМОНА ТШИМОНГ РАТАЙМАНА, Генерального секретаря Всемирной ассоциации психосоциальной реабилитации (Южная Африка)

26 Октябрь 2016

Творение сознания. Миф Юнга для современного человека

...Быть и знать суть вещи тождественные, ибо, если вещь не существует, никто не знает о ней, но все, что имеет...

14 Апрель 2021

Арт-терапевтические средства в реализации психологической поддержки семей с особым ребенком

Кокоренко Виктория Леонидовна, к.психол.н., доцент, учитель-олигофренопедагог, эксперт в области арт-терапии. В настоящее время специалисты большое внимание уделяют работе с семьей,...

28 Март 2018

Кемерово мы с тобой