RU EN

#РОДИТЕЛЯМ. Эффективное обучение — что важно знать вне зависимости от возраста?

В нашей предыдущей публикации мы досконально разобрали такие понятия как зона ближайшего и зона актуального развития. Кратко напомним основную мысль, которую нам необходимо держать в голове — в зоне ближайшего развития ребенок способен выполнять те или иные действия только в кооперации со взрослым, постепенно осваивая задачу. Когда задача освоена, и ребенок может её выполнить самостоятельно, она находится уже в зоне актуально развития.

Родителям и учителям важно быть чуткими в определении того, в какой же зоне находится задача, действие, предлагаемые ребенку. Важно давать ребенку действовать самостоятельно там, где это ему под силу — таким образом будет поддерживаться его интерес к выполнению заданий. С другой стороны, важно поддерживать ребенка в задачах, где самостоятельно он пока справиться не может. Эффективнее всего эту поддержку оказывать из позиции сотрудничества.

Здесь мы переходим к важному и удивительному открытию — такие зоны развития в широком смысле есть у каждого из нас вне зависимости от возраста. Существует большое количество действий, занятий и навыков, которыми мы не владеем. Самым простым примером здесь может выступать изучение иностранного языка.

Если человеку показать предложение, написанное на незнакомом ему иностранном языке, то, очевидно, что он ничего не поймет — это зона недоступного. После непродолжительного изучения в сотрудничестве со знающим преподавателем тот же человек, применяя полученные знания и навыки использования словаря, сможет эту фразу перевести. Ну а результатом изучения будет самостоятельный перевод и даже придуманная в ответ фраза.
Конечно, можно возразить — языки сейчас можно учить самостоятельно через разные приложения и видео-уроки, но для большинства из нас такой метод не гарантирует получения отличных результатов.

Вне зависимости от возраста, при изучении того или иного навыка, нам нужен другой человек, «взрослый» — то есть тот, кто уже такими навыками обладает, в кооперации с которым мы можем решить задачи, нам пока не доступные.
Одним из важнейших действий этого «взрослого» является поиск оптимальных для нашего уровня задач — что-то такое, чем мы еще не овладели в полной мере, что-то, где нам может потребоваться помощь. Такое постепенное увеличивание сложности позволяет изучающему не замирать на одном месте, осваивая все большее количество правил, навыков.

Предположим, что «взрослый» нашел задачку подходящего уровня — мы понимаем, что от нас требуется, но в ходе решения испытываем некоторые трудности — нам нужна помощь. Что будет делать этот знающий человек? Если перенести эту задачу на детско-родительские отношения, то многие родители берутся выполнять здание за ребенка, но разве таким образом получится сформировать новый навык? Конечно, нет.

Какое качество может помочь родителю или взрослому способствовать эффективному развитию? Здесь может быть долгое перечисление — вера в способности ребенка, необходимость дать ребенку действовать самостоятельно… и все эти ответы будут верными. Но основное здесь — это умение задавать вопросы, которые будут наводить ребенка на необходимые действия. Поняв, что необходимо сделать для решения задачи, важно задать еще один вопрос — что ребенок может сделать самостоятельно, а где ему требуется помощь?

Таким образом и взрослый может увидеть, где заканчиваются знания ребенка, так и сам ребенок понимает, каких навыков ему еще не хватает, чему ему предстоит научиться.

И снова важный момент — взрослому здесь важно удержаться от помощи. Сделать с ребенком вместе только то, где ему требуется помощь, а в остальном подрастающий ум должен действовать самостоятельно. После такой нехитрой операции важно спросить ребенка — а сможет ли он в следующий раз повторить это действие самостоятельно? Таким образом и происходит «присвоение» умения.

Как видно, алгоритм на первый взгляд прозрачен — подбери задачку чуть сложнее, чем ребенок может решить самостоятельно, спроси, где он справится сам, а где ему потребуется помощи, решите задачку совместно, да и спроси в завершении, а сможет ли он это повторить сам. Но, увы, как всегда — самые простые вещи являются самыми сложными для реализации их в жизни.

Такие простые действия позволяют нам эффективнее усваивать новые навыки вне зависимости от возраста — поэтому, когда вы столкнетесь с неразрешимой на первый взгляд задачей, задайте себе вопрос — что я могу сделать сам, а где мне нужна помощь?

Получается ли у вас задавать такие вопросы своим детям? А самому себе? Дарья Ведмицкая, психолог вМесте

Похожие статьи

10 апреля 2018

Всероссийский конгресс с международным участием «Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития» в Санкт-Петербурге

9 июня 2017

Радуга настроения

В мае 2017 в МБОУ «Опытненская средняя общеобразовательная школа» прошла психологическая акция «Радуга настроения». В ходе акции у учеников школы...

14 декабря 2021

Не стало Сергея Александровича Соловьёва

Огромное горе. Не стало Сергея Александровича Соловьёва, великого кинорежиссера и сценариста, кинопродюсера, педагога, народного артиста РФ, очень важного и дорогого...

13 апреля 2017

Союз охраны психического здоровья выпустил электронный каталог организаций Приволжского Федерального округа, предоставляющих услуги людям с психическими особенностями

7 мая 2020

Памяти Андрея Леонидовича Игонина

  5 мая 2020 года скончался Андрей Леонидович Игонин – Главный научный сотрудник ФГБУ «НМИЦ психиатрии и наркологии имени В....

13 июля 2017

Объявляется Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание»

  Союз охраны психического здоровья объявляет Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание». К участию в...

4 февраля 2022

Колонка члена генерального совета «Деловой России», президента Союза охраны психического здоровья Натальи Треушниковой

Наталья Треушникова, президент Союза охраны психического здоровья, запустила информационную кампанию по вопросам профилактики психических расстройств в рубрике "Психическое здоровье и благополучие работников" на...

28 февраля 2018

Биоуправление

Выпускники факультета Психологии МГУ, имеющие опыт работы с высокотехнологичным оборудованием. Стресс — эмоциональное напряжение Все люди волнуются. Маленькие дети, взрослые,...

27 мая 2016

Премьера спектакля "Сны об Аргентине"

Долгожданный день почти настал: 30 мая в 11.00 на базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ...

16 января 2018

НОВЫЙ ПРОЕКТ "МУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ"

Команда «Музыкально-терапевтической СРЕДЫ» и Лилия Новикова инициировали проект по освоению современных компьютерных технологий специалистами, занятыми в области музыкальной терапии.  ...