RU EN

#РОДИТЕЛЯМ. Эффективное обучение — что важно знать вне зависимости от возраста?

В нашей предыдущей публикации мы досконально разобрали такие понятия как зона ближайшего и зона актуального развития. Кратко напомним основную мысль, которую нам необходимо держать в голове — в зоне ближайшего развития ребенок способен выполнять те или иные действия только в кооперации со взрослым, постепенно осваивая задачу. Когда задача освоена, и ребенок может её выполнить самостоятельно, она находится уже в зоне актуально развития.

Родителям и учителям важно быть чуткими в определении того, в какой же зоне находится задача, действие, предлагаемые ребенку. Важно давать ребенку действовать самостоятельно там, где это ему под силу — таким образом будет поддерживаться его интерес к выполнению заданий. С другой стороны, важно поддерживать ребенка в задачах, где самостоятельно он пока справиться не может. Эффективнее всего эту поддержку оказывать из позиции сотрудничества.

Здесь мы переходим к важному и удивительному открытию — такие зоны развития в широком смысле есть у каждого из нас вне зависимости от возраста. Существует большое количество действий, занятий и навыков, которыми мы не владеем. Самым простым примером здесь может выступать изучение иностранного языка.

Если человеку показать предложение, написанное на незнакомом ему иностранном языке, то, очевидно, что он ничего не поймет — это зона недоступного. После непродолжительного изучения в сотрудничестве со знающим преподавателем тот же человек, применяя полученные знания и навыки использования словаря, сможет эту фразу перевести. Ну а результатом изучения будет самостоятельный перевод и даже придуманная в ответ фраза.
Конечно, можно возразить — языки сейчас можно учить самостоятельно через разные приложения и видео-уроки, но для большинства из нас такой метод не гарантирует получения отличных результатов.

Вне зависимости от возраста, при изучении того или иного навыка, нам нужен другой человек, «взрослый» — то есть тот, кто уже такими навыками обладает, в кооперации с которым мы можем решить задачи, нам пока не доступные.
Одним из важнейших действий этого «взрослого» является поиск оптимальных для нашего уровня задач — что-то такое, чем мы еще не овладели в полной мере, что-то, где нам может потребоваться помощь. Такое постепенное увеличивание сложности позволяет изучающему не замирать на одном месте, осваивая все большее количество правил, навыков.

Предположим, что «взрослый» нашел задачку подходящего уровня — мы понимаем, что от нас требуется, но в ходе решения испытываем некоторые трудности — нам нужна помощь. Что будет делать этот знающий человек? Если перенести эту задачу на детско-родительские отношения, то многие родители берутся выполнять здание за ребенка, но разве таким образом получится сформировать новый навык? Конечно, нет.

Какое качество может помочь родителю или взрослому способствовать эффективному развитию? Здесь может быть долгое перечисление — вера в способности ребенка, необходимость дать ребенку действовать самостоятельно… и все эти ответы будут верными. Но основное здесь — это умение задавать вопросы, которые будут наводить ребенка на необходимые действия. Поняв, что необходимо сделать для решения задачи, важно задать еще один вопрос — что ребенок может сделать самостоятельно, а где ему требуется помощь?

Таким образом и взрослый может увидеть, где заканчиваются знания ребенка, так и сам ребенок понимает, каких навыков ему еще не хватает, чему ему предстоит научиться.

И снова важный момент — взрослому здесь важно удержаться от помощи. Сделать с ребенком вместе только то, где ему требуется помощь, а в остальном подрастающий ум должен действовать самостоятельно. После такой нехитрой операции важно спросить ребенка — а сможет ли он в следующий раз повторить это действие самостоятельно? Таким образом и происходит «присвоение» умения.

Как видно, алгоритм на первый взгляд прозрачен — подбери задачку чуть сложнее, чем ребенок может решить самостоятельно, спроси, где он справится сам, а где ему потребуется помощи, решите задачку совместно, да и спроси в завершении, а сможет ли он это повторить сам. Но, увы, как всегда — самые простые вещи являются самыми сложными для реализации их в жизни.

Такие простые действия позволяют нам эффективнее усваивать новые навыки вне зависимости от возраста — поэтому, когда вы столкнетесь с неразрешимой на первый взгляд задачей, задайте себе вопрос — что я могу сделать сам, а где мне нужна помощь?

Получается ли у вас задавать такие вопросы своим детям? А самому себе? Дарья Ведмицкая, психолог вМесте

Похожие статьи

13 Июль 2016

Киношкола "Без границ"

Единственный в своем роде проект в России,который способен интегрировать инвалидов в общество через кинематограф. Киношкола «Без границ» – первая в...

30 Март 2020

Минпросвещения считает важным усилить психолого-педагогическую поддержку школьников, педагогов и родителей

Министерство просвещения направило в регионы рекомендации для усиления психолого-педагогической поддержки школьников, педагогов и родителей, разработанные Союзом охраны психического здоровья на...

18 Февраль 2019

Стартовал приём заявок на V Общероссийский конкурс профилактических программ в сфере охраны психического здоровья детей и подростков «Здоровое поколение»

5 Декабрь 2016

«Здесь музыка, а ещё – коллектив…»

Музыка вызывает самые разнообразные оттенки чувств и состояний, в ней и безудержная радость и тихая грусть, а порой и тяжёлая...

1 Август 2023

«ЛИЦА будущего»: тренинг по определению карьерных перспектив

26 июля директор Союза Екатерина Мартусова (клинический психолог, корпоративный спикер GSF) провела тренинг на тему карьерных перспектив «ЛИЦА будущего» в...

18 Июнь 2016

Врач не что иное, как утешение для души

    Еще за несколько лет до нашей эры известный римский ученый и писатель Гай Плиний Секунд изрек фразу, отражающую...

19 Ноябрь 2021

XI Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ И БОЛЕЗНИ: КЛИНИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

6 Апрель 2016

На глобальную зарядку становись!

"На зарядку становись!" 6 апреля- Международный день спорта на благо развития и мира. Эта дата была выбрана Генеральной Ассамблеи ООН по...

26 Декабрь 2023

Главные вопросы про Новый год

Почему люди верят, что каждый новый год будет лучше предыдущего?Какими бы взрослыми и скептичными мы не были, наша детская часть...

11 Июнь 2024

Мета-навыки: новые навыки в новое время

Директор Союза Екатерина Мальцева выступила с лекцией «Новые навыки в новое время» в РУДН: «Целью моего выступления было погружение слушателей...