Конкурс «Здоровое поколение». Игры будущего.
В рамках проекта «Научись понимать себя» специалисты МОО «Игры будущего» провёли три тематических игры в НОУ «Пансион Семейного Воспитания»
Занятия проходили с постоянной группой подростков от 12 до 15 лет.
Первой прошла игра «Олимпийцы».
Детей сразу захватил сюжет игры. Они стали богами Олимпа и выбирали в какой поход отправить своих героев, неких абстрактных персонажей. Каждый стремился получить свою выгоду и выбирал своё место для похода. Ребята не просто выбирали место, но ещё и могли подкинуть сложностей в поход виртуальным героям. Во второй фазе игры дети сами стали героями. Теми самыми, для которых они так «старались» в первой фазе.
Интересно, что именно группа очень внимательно отнеслась к игре: попытки схитрить ребята пресекли сами, без вмешательства ведущего и каждый ход старались обдумать. Ребята справились с разочарованием, когда перешли ко второй фазе игры, стали более внимательны к своим решениям. Ведущая Лиза Филатова говорит, что «очень важно сохранить интерес у детей к теме ответственности. На этом занятии специалисты поговорили с детьми о принятых решениях и о последствиях. Кажется, главным уроком стало то, что причинение неприятностей другим — не самый лучший способ добиться какой-то выгоды».
Во второй игре «Корсары» две команды, два корабля и два небольших приключения. Все подопечные детских домов с удовольствием участвуют в играх на соревнование. Особенно задорно прошли дуэли между двумя командами двух кораблей. Дуэли проходили в игре, в борьбе за авторитет. У кого специальных жетонов больше, тот и главнее на большом пиратском совете.
На игре каждый молодой корсар должен противостоять или поддерживать мнение большинства. Ребята активно играли в «кровожадных пиратов», расправляясь с пленными и грабили несчастные торговые суда. Ведущая проговорила все действия команды на рефлексии и ребятам было непросто было признать, что такие выборы они делали по собственной воле. На вопрос, нормально ли такое поведение в жизни, дети ответили отрицательно.
В игре «Бой с драконом» дети собираются в рыцарский орден и вооружаются для боя с драконом. Сначала каждый рыцарь пишет свои сильные стороны и черты — это будет его оружие, а потом слабые — это будут его уязвимости. Потом весь рыцарский орден идёт бить дракона. Ведущий в образе дракона старается «ранить» каждого рыцаря, указать на его неуязвимость. Дети же должны «перевернуть» это свойство и представить его в качестве преимущества.
Дети с удовольствием описывали свои качества. Кажется, что им не хватало раньше такой работы над собой. Ребята с удовольствием описывали как позитивные, так и негативные качества. Например, один из участников создал себе персонажа Ланселота. Его позитивными чертами стали: «целеустремлённый, мужественный, с хорошей памятью, ловкий». А уязвимости: «вспыльчивый, молчаливый, зажатый, не гибкий». Такое понимание себя и умение говорить об этом вслух в коллективе — отличный результат для подростка.
Дракона ребята победили быстро. На обсуждении ребята разобрались, что у всех качеств есть позитивные и негативные стороны. Например, даже доброта может быть навязчивой и неуместной, а упрямство может стать упорством, если быть разумнее. Подростки показали, что готовы говорить не только про позитивные, но и про негативные свои качества и готовы себя объективно оценивать. Это очень хороший показатель для группы.