Трехдневный интенсив по музыкальной терапии

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ прошёл трехдневный интенсив по музыкальной терапии по программе, разработанной клиническим психологом Антоном Черепановым. По инициативе ответственного специалиста подразделения «Медико-социальной реабилитации», психотерапевта Барановой Ольги Вячеславовны при содействии специалиста по социальной работе Шанина Вячеслава Владимировича и клинического психолога Ахмедовой Марины Магирамовны была проведена диагностика психоэмоционального состояния пациентов до и после занятий.
В мини-исследовании приняли участие 14 пациентов стационара из мужского и женского отделений: 9 и 5 человек соответственно. До и после занятий по музыкотерапии пациентам были предложены методики: исследования тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера и рисунок человека.
 
 
Не приходится говорить о получении достоверных различий до и после занятий по причине малого количества пациентов в обследуемой группе, отсутствия контрольной группы для сопоставления результатов, также не учитывались побочные факторы (мотивационные установки участников, длительность и время занятий, личность ведущего группы). Тем не менее по данным тестов можно говорить о следующих тенденциях:
  1. Снижение личностной и ситуационной тревожности после занятий. Возможно, программные занятия, увеличивающие взаимодействие между пациентами в группе, являются благоприятными для улучшения психоэмоционального состояния их участников.
  2. Снижение побуждений к возбуждающим эмоциям по тесту цветовых выборов (жёлтому, красному – меньше предпочтений, чёрному — больше). Это может свидетельствовать о более адекватной оценке восприятия действительности, а также о том, что преобладающие побуждения к стимуляции эмоций и возбуждению сменились на тенденции к переживанию грусти и печали в связи с увеличением критического отношения с собственному состоянию.
  3. В рисунках — появление более крупных черт лица и элементов, выражающих эмоции; разрозненные элементы становятся объединенными в целостную композицию. Это может указывать развитие коммуникаций пациентов, увеличение рефлексивного отношения к себе и Другому, социальную интеграцию и ощущение комфорта в группе.

В программе занятий был сделан акцент на развитие взаимоотношений между пациентами, в которых музыка являлась средством невербальной коммуникации. В упражнениях пациенты могли выразить своё состояние с помощью игры на музыкальных инструментах, танцевально-двигательной активности под музыку, пения и сочинения песен. Это способствовало снятию психоэмоционального напряжения и развития способности к эмпатии, пониманию эмоций другого человека. Особую роль играли моменты пауз и тишины после возбуждающих и громких моментов на занятиях, когда пациенты могли расслабиться, успокоиться, почувствовать своё дыхание.  Помимо полученных данных от большинства пациентов получена позитивная обратная связь и готовность продолжать занятия.

Совместная исследовательская работа специалистов ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» также стала средством сплочения между сотрудниками и материалом для дальнейшей дискуссии по улучшению качества психо-социальной реабилитации и оказания психотерапевтической помощи.
 
 
 

Похожие статьи

18 Октябрь 2017

ВОЗ провел Форум по заполнению пробелов в области охраны психического здоровья

В штаб-квартире ВОЗ (Женева) 9-10 октября, в дни празднования Всемирного дня психического здоровья, прошел Форум по заполнению пробелов в области...

13 Июль 2017

Объявляется Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание»

  Союз охраны психического здоровья объявляет Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание». К участию в...

17 Июнь 2021

Недоношенные дети - проблема, которую нужно обсуждать

Новая книга Эмилии Афранж издана на английском и португальском языках Книга “Недоношенные дети - проблема, которую нужно обсуждать” является результатом...

31 Май 2022

Всемирный день без табака

Всемирный день без табака отмечается ежегодно 31 мая. Тема этого года — «Отравление нашей планеты: разоблачение табака». Вредное воздействие табачной...

18 Июнь 2018

В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке продолжается реализация проекта «Два поколения объединяет чтение!»

В Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеке состоялась встреча с поэтом, прозаиком, песенником, сказочником Галиной Белгалис в рамках реализации проекта «Два поколения...

20 Июнь 2016

В Москве откроется первый кинозал для людей, страдающих аутизмом

  В рамках программы Московского международного кинофестиваля в московском кинотеатре "Каро 11 Октябрь" на Новом Арбате состоится торжественное открытие первого...

7 Апрель 2015

7 апреля - Всемирный день здоровья!

Союз охраны психического здоровья поздравляет всех с Всемирным днем здоровья (World Health Day).Этот День отмечается ежегодно 7 апреля в день...

11 Май 2020

Рекомендации для медицинских работников, находящихся в условиях повышенных психоэмоциональных нагрузок в период пандемии COVID-19

В рекомендациях представлена современная информация о влиянии пандемии коронавируса на медицинское сообщество. Проанализирован зарубежный опыт, а также приведены первые результаты...

5 Ноябрь 2019

Конкурс «Здоровое поколение». От сердца к сердцу!

    Музыкальная гостиная Центрального музея железнодорожного транспорта Российской Федерации продолжает свою работу по проекту «От сердца к сердцу», ставшего...

25 Январь 2017

Музыкальная терапия в клинической практике: мастер-класс для студентов Алтайского государственного медицинского университета

В рамках сотрудничества Союза охраны психического здоровья и Алтайского государственного медицинского университета (АГМУ) в Барнауле 18 января прошёл мастер-класс по...