Трехдневный интенсив по музыкальной терапии

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ прошёл трехдневный интенсив по музыкальной терапии по программе, разработанной клиническим психологом Антоном Черепановым. По инициативе ответственного специалиста подразделения «Медико-социальной реабилитации», психотерапевта Барановой Ольги Вячеславовны при содействии специалиста по социальной работе Шанина Вячеслава Владимировича и клинического психолога Ахмедовой Марины Магирамовны была проведена диагностика психоэмоционального состояния пациентов до и после занятий.
В мини-исследовании приняли участие 14 пациентов стационара из мужского и женского отделений: 9 и 5 человек соответственно. До и после занятий по музыкотерапии пациентам были предложены методики: исследования тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера и рисунок человека.
 
 
Не приходится говорить о получении достоверных различий до и после занятий по причине малого количества пациентов в обследуемой группе, отсутствия контрольной группы для сопоставления результатов, также не учитывались побочные факторы (мотивационные установки участников, длительность и время занятий, личность ведущего группы). Тем не менее по данным тестов можно говорить о следующих тенденциях:
  1. Снижение личностной и ситуационной тревожности после занятий. Возможно, программные занятия, увеличивающие взаимодействие между пациентами в группе, являются благоприятными для улучшения психоэмоционального состояния их участников.
  2. Снижение побуждений к возбуждающим эмоциям по тесту цветовых выборов (жёлтому, красному – меньше предпочтений, чёрному — больше). Это может свидетельствовать о более адекватной оценке восприятия действительности, а также о том, что преобладающие побуждения к стимуляции эмоций и возбуждению сменились на тенденции к переживанию грусти и печали в связи с увеличением критического отношения с собственному состоянию.
  3. В рисунках — появление более крупных черт лица и элементов, выражающих эмоции; разрозненные элементы становятся объединенными в целостную композицию. Это может указывать развитие коммуникаций пациентов, увеличение рефлексивного отношения к себе и Другому, социальную интеграцию и ощущение комфорта в группе.

В программе занятий был сделан акцент на развитие взаимоотношений между пациентами, в которых музыка являлась средством невербальной коммуникации. В упражнениях пациенты могли выразить своё состояние с помощью игры на музыкальных инструментах, танцевально-двигательной активности под музыку, пения и сочинения песен. Это способствовало снятию психоэмоционального напряжения и развития способности к эмпатии, пониманию эмоций другого человека. Особую роль играли моменты пауз и тишины после возбуждающих и громких моментов на занятиях, когда пациенты могли расслабиться, успокоиться, почувствовать своё дыхание.  Помимо полученных данных от большинства пациентов получена позитивная обратная связь и готовность продолжать занятия.

Совместная исследовательская работа специалистов ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» также стала средством сплочения между сотрудниками и материалом для дальнейшей дискуссии по улучшению качества психо-социальной реабилитации и оказания психотерапевтической помощи.
 
 
 

Похожие статьи

2 Февраль 2017

"Творение сознани... душа закона... дримтендинг... мотив искупления в волшебных сказках"...

В 2016 году Союз охраны психического здоровья совместно с Издательским Домом «Городец» запустил уникальный издательский проект, который создан для практикующих...

14 Май 2018

Конкурс "Здоровое поколение". Медиацентр по продвижению художественной литературы.

В Центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина города Черногорска республики Хакасия началась реализация проекта «Медиацентр по продвижению художественной литературы». Реализация...

28 Апрель 2016

Ароматный рекорд

Сегодня на базе ГАУЗ МО "Психиатрическая больница №22" в рамках цикла реабилитационных программ прошел не совсем обычный мастер-класс из цикла...

13 Июнь 2024

Екатерина Мальцева стала тренером Фестиваля «Будущее за нами» на Ямале

На Ямале завершился фестиваль детских и молодежных инициатив Движения Первых «Будущее за нами». Фестиваль собрал в Новом Уренгое 125 активистов...

16 Сентябрь 2016

Платье потерялось, а пуговки остались

Стройную рябину вижу во дворе,  Изумруд на ветках утром на заре.  Много ягод красных,  Спелых и прекрасных  Гроздьями висят,  Их...

25 Ноябрь 2022

Отчет ВОЗ о Форуме по психическому здоровью

Форум ВОЗ по психическому здоровью проводится ежегодно с целью способствовать продуктивному обмену опытом и обучению посредством взаимодействия различных групп заинтересованных...

15 Июль 2019

Социальная супервизия в системе опеки и попечительства Новосибирска и Новосибирской области»

  В мэрии города Новосибирска состоялось первое собрание рабочей группы по вопросам реализации проекта «Социальная супервизия в системе опеки и...

2 Май 2023

Развод: влияние на детей

В одной из наших прошлых публикаций мы упомянули актуальную статистику разводов в нашей стране. 68 пар из 100 приходит к...

16 Ноябрь 2016

Жизнь и сновидения писателя Франца Кафки… или «Незримый ворон. Конфликт и трансформация в жизни Франца Кафки»

Говорят, что однажды Томас Манн дал книгу Кафки Альберту Эйнштейну, который вернул ее, сопроводив таким замечанием: «Я не смог прочитать...

26 Декабрь 2016

Сладкая помощь: правда или вымысел?!

Поднять себе настроение легко: съел шоколадку – и рад весь мир обнять! Правда это или очередное расхожее мнение? Журнал "Контрольная...