Международный день защиты детей
Тема психического здоровья подрастающего поколения, всегда имеющая высокую актуальность в современном мире, приобрела еще большую выраженность в период пандемии COVID19. Экономический кризис и связанные с ним рост безработицы и бедности среди родителей, безусловно, имеют негативные социальные и психологические последствия для детей, создают значительные проблемы в области образования и занятости. По данным Всемирного экономического форума (ВЭФ) (доклад “COVID-19 Risks Outlook”) 80% учащихся в мире — более 1,6 миллиарда молодых людей — не посещают школу. Многие учащиеся из социально незащищенных семей не имеют необходимых технических средств для доступа к онлайн-курсам или сталкиваются с трудностями при работе на дому. Последствия такого неравенства в сфере образования, поставят их в невыгодное положение на рынках труда в будущем. Проблемой является также длительная изоляция, отсутствие возможности перемены обстановки, общения со сверстниками, что приводит к повышенному риску возникновения тревоги и страха, негативным последствиям для психического здоровья и благополучия.
С целью изучения последствий режима вынужденной самоизоляции для подростков Союз охраны психического здоровья при поддержке Минпросвещения России провел Всероссийский онлайн-опрос обучающихся 8-10 классов общеобразовательных организаций «Влияние последствий режима самоизоляции на психическое здоровье и психологическое благополучие подростков» с 16 ноября по 4 декабря 2020 года.
В исследовании приняло участие 536 235 человек в возрасте 14-15 лет, 57,4% из них были девочки (307 579 человек), 42,5% — мальчики (228 656 человек).
Опрос показал, что более 14% подростков испытывали средний или высокий уровень тревожности; более 15% подростков сообщили о негативном влиянии на свое здоровье; более 40% подростков отрицательно оценили дистанционное обучение и 56% из них сообщили, что плохо усваивают материал в дистанционной форме. У подростков 15 лет и старше уровень тревожности выше у тех, чьи родственники или близкие люди пострадали от COVID-19. Более 40% подростков сообщили о трудностях в общении со своими одноклассниками / друзьями / знакомыми во время второй волны коронавирусной инфекции по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
На основании этих данных были подготовлены следующие рекомендации:
Важность разработки мер по предотвращению серьезных долгосрочных неблагоприятных последствий для психического здоровья и благополучия подростков, связанных с пандемией COVID-19.
Программы профилактики психических расстройств и пропаганды ценностей психического здоровья подростков должны учитывать междисциплинарные и межотраслевые подходы, которые способствуют сотрудничеству между специалистами в области здравоохранения, педагогами, психологами, специалистами в области спорта, культуры и искусства, членами семьи, включая биологических и приемных родителей, специалистов в области социальной защиты, СМИ, НКО, и поддерживаются органами государственной власти.
Школы обладают огромным потенциалом для воздействия на психическое здоровье и благополучие подростков, обучая учащихся и учителей знаниям и навыкам, связанным с созданием благоприятной социальной и эмоциональной среды в школе.
Необходимы дополнительные исследования для изучения влияния дистанционного обучения на психическое здоровье и благополучие подростков.
Для семей и опекунов требуется специальная подготовка по вопросам психического здоровья подростков.
Сегодня, 1 июня, в Международный день защиты детей, мы желаем нашим детям здоровья и обращаем внимание взрослых на те факторы, которые будут этому способствовать.