«Головоломка 2» или почему взрослым стоит быть осторожнее с мультиком?

Pixar порадовал нас очередным шедевром, на который было приятно сходить в кино. Тема мультфильма в очередной раз всколыхнула интерес к теме психологии, а в частности — эмоциональной саморегуляции.

Райли исполняется тринадцать лет, и в одно утром она становится… тем самым противным подростком. Думаю, родители, чьи дети уже прошли этого период, хорошо понимают, о чем идет речь: в один момент ранее мило чадо превращается в тасманского дьявола, чье настроение и состояние меняется миллион раз в секунду. Взаимодействовать с ребенком в этом возрасте довольно трудно — у него начинают появляться свои секреты, новые переживания, с которыми он еще не умеет справляться.

Подростковый возраст можно описать одной простой метафорой — слон в посудной лавке. Вчерашнему ребенку дали пульт управления с большим количеством опций, но ему нужно время, чтобы научиться управляться всеми этими новообразованиями. Вспомните себя, когда вам попадается какая-то новая деятельность, которой вы раньше не занимались — начинаешь нервничать, что не получается, еще и люди под руку что-то говорят, в такой ситуации нетрудно и на них сорваться.

Мы видим, как одним утром Райли встает не с той ноги — она успела и несколько раз расстроиться, и несколько раз накричать на маму, и все это за несколько минут времени. Увы, но пресловутый «пубертат» — это не вымысел, а реальное испытание на прочность родителей. Происходит крайней серьезная гормональная перестройка, от которой подростка штормит и заносит. Контролировать себя в такие моменты трудно, а порой и невозможно, так как нужно время, чтобы адаптироваться к новому пульту управления.

Если раньше весь интерес ребенка фокусировался на семье и авторитет был у взрослых (родителей, учителей), то в подростковом возрасте все кардинально меняется — основной деятельностью становится общение со сверстниками. Подростку важно чувствовать себя частью определенной компании, идентифицировать себя с кем-то, ощущать принятие со стороны значимых членов этого маленького сообщества.

Именно это происходит с Райли — внезапно для самой себя она попадает в новое сообщество, где есть свои крутые девчонки. Она старается подражать им, соответствовать их интересам, перенимает их поведение, идет на поводу их подначек — в общем, всеми силами старается показать, что она такая же, как и они, что она достойна того, чтобы стать частью их команды.

Удивительно то, как в этот момент «отмирают» старые связи — как Райли не обращает внимание на своих старых и любимых подруг. Увы, но с началом подросткового возраста такое действительно бывает — дружба постепенно уходит, так как мы вливаемся в новые компании. Но одно дело — мирно и с течением времени разойтись; другое — игнорировать своих друзей, не брать их в расчет, чтобы понравиться кому-то другому.

В пару к Страху приходит Тревожность — эмоция, которая перехватывает пульт управления. Она пытается защитить Райли от неочевидных угроз, моделируя миллион разных возможных вариантов развития событий, где один хуже другого. Мы видим, как постепенно эта самая тревожность усиливается, вплоть до того, что контроль был совершенно потерян. Увы, но такое случается, если ты теряешь контроль над своими переживаниями.

В детстве мы живем одним моментом, в «здесь и сейчас»; с наступлением подросткового возраста мы все чаще задумываемся о будущем, что обусловлено развитием определенных зон мозга. В мультфильме мы видим, как тревожность «играет» с нашим видением будущего, предлагая разные формы поведения, чтобы добиться желаемого (а если точнее, чтобы избежать провала).

Заметили ли вы, вокруг каких ситуаций крутится тревожность? Чаще всего речь идет именно о ситуациях социального взаимодействия, где нужно что-то сказать или сделать перед другими людьми. Это в очередной раз подчеркивает крайнюю значимость социума для подростка.

Мы не можем говорить о том, что тревожность (собственно, как стыд, зависть и хандра) это только плохие чувства, отнюдь.

Все эти эмоции важны для нас, так как помогают лучше понимать свое состояние, калибровать ситуации, в которых мы находимся.

Все эти переживания, наряду с воспоминаниями (которые избирательно подчищались Радостью) и установками (которые формировались на основе конкретных воспоминаний) помогают формированию главного новообразования подросткового возраста — самосознания. Именно в этот период подросток учится отвечать себе на простой, как нам может показаться на первый взгляд, вопрос — какой я?

Конечно, в мультике нам показали крайне усеченную версию, так как на построение образа Я уходит не один год жизни, но важно здесь уловить суть.

Так чем же этот мультик вреден для взрослых? Мы можем попасть в ловушку идеи о том, что у руля стоят наши эмоции. Безусловно, они занимают большую часть нашей жизни, формируя ощущения в моменте, но нельзя забывать о том, что с возрастом в нас формируется… навык саморегуляции. Мы учимся справляться с тревожностью, перебарывать смущение, смирять хандру и зависть. Но для этого нам нужно сталкиваться со своими переживаниями и проживать их, а не выкидывать на свалку забвения.

Помните о том, что каким бы вредным не был подросток, ему тяжело справляться со всеми «обновлениями». Хорошо бы, чтобы рядом был взрослый, который может без нравоучений помочь сориентироваться в новом и интересном мире эмоций.

Дарья Ведмицкая, клинический психолог, преподаватель МГППУ, психолог проекта «вМесте», эксперт Союза охраны психического здоровья.

Похожие статьи

13 Декабрь 2023

В Госдуму внесли законопроект о замене термина «умственная отсталость» на «нарушение интеллекта»

Правительство России внесло в Госдуму законопроект о внесении изменений в Федеральный закон № 273 «Об образовании». В числе прочего предлагается заменить термин...

6 Декабрь 2021

Проект«вМесте» - победитель Международной Премии #МЫВМЕСТЕ при поддержке Президента России

Проект «вМесте» Союза охраны психического здоровья стал победителем Международной Премии #МЫВМЕСТЕ в номинации «Социальные медиа». Премия проходит при поддержке Президента...

29 Декабрь 2016

С новым годом счастья!

Союз охраны психического здоровья поздравляет всех с наступающим Новым годом! В преддверии праздника позвольте пожелать вам, чтобы жизнь менялась только...

26 Ноябрь 2019

V Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями "Другие?": Как это было

2 Ноябрь 2023

Мэтью Перри – «Друзья, любимые и одна большая ужасная вещь»

Сам о себе он говорил так: «Я - неудобный ребенок», «Меня всю жизнь привлекали недоступные женщины», «Я был несуществующей частью...

14 Май 2021

XVII Съезд психиатров России «Междисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению»

15–18 мая 2021 г. в Санкт-Петербурге состоится XVII Съезд психиатров России «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к...

11 Январь 2017

Спасибо, Thank you, Merci, Arigato, Danke schön, Mahd-lobt …

Ничто не обходится нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость (Сервантес)   11-е января — всемирный день...

16 Июнь 2022

Зураб Ильич Кекелидзе принял участие в проекте «Я/МЫ психиатр»

Героем нового выпуска проекта «Я/МЫ психиатр» стал Зураб Ильич Кекелидзе, д.м.н., профессор, заслуженный врач Российской Федерации, главный внештатный специалист-психиатр Министерства...

21 Сентябрь 2022

#РОДИТЕЛЯМ. Как рассказать ребенку о том, что родители разводятся?

За прошедшие дни мы много говорили о разладе в отношениях, о кризисных периодах, о том, почему не стоит терпеть и...

6 Июнь 2017

Мастер-класс по лепке из пластилина провели в Психиатрической больнице №22

  В Психиатрической больнице №22 г. Химки вновь состоялась встреча в творческой мастерской. На столе – обычный пластилин и распечатанные...