#РОДИТЕЛЯМ. Зона ближайшего развития — что необходимо знать каждому родителю.

Активный рост ребенка сопровождается ежедневными открытиями. Родители, зачарованно глядя на свое чадо, задаются вопросом — когда же и как ребенок научился тому или иному действию, забывая, сколько часов было посвящено «пустым разговорам», агуканьям, регулярным проговариванием стишков и песенок, совместным занятиям и прочим милым занятиям.

В отечественной психологии имя Льва Семеновича Выготского произносят с некоторым влюбленным придыханием — за свою короткую жизнь этот человек исследовал несметное количество важных вопросов в сфере детской психологии и психологии развития. Большим уважением он пользуется и за рубежом — термин «зона ближайшего развития» знаком всем специалистам.

Строго говоря, Выготский ввел два понятия — зона ближайшего развития и зона актуального развития. Давайте разберемся, чем эти понятия отличаются, и почему о них важно знать.

Зона актуального развития — это все те психические функции и навыки, которые ребенок освоил на сегодняшний момент. Это значит, что он может продемонстрировать самостоятельное выполнение того или иного действия. Слово самостоятельно здесь стоит выделить тремя чертами — это значит без помощи взрослого. С возрастом количество таких навыков увеличивается, а значит, расширяется и зона актуального развития ребенка.

Зона ближайшего развития — это все те действия и навыки, которые ребенок сегодня может совершить только с помощью взрослого, а позже уже начнет выполнять их самостоятельно.

Давайте попробуем на примере. Если дать ребенку двух лет калькулятор, то он хаотично начнет нажимать на клавиши, стучать им об пол, в общем, использовать не по назначению, даже если мы потратим какие-то время на объяснение, что такое калькулятор и как он работает. Двухлетке на это совершенно все равно — у калькулятора есть шанс ему понравиться только в том случае, если он разноцветный. Этот предмет еще не находится в его зоне интересов, в его зоне актуального или ближайшего развития.

Теперь представим ребенка лет шести-семи. Он уже обладает некоторыми знаниями в арифметике — знает числа и умеет решать простые примеры, но стоит озвучить задачку с числами, состоящими из нескольких десятков, и ребенок тут же теряется. Потенциально он знает, как происходит сложение, но такие большие числа пока ему не подвластны. И тут на сцене появляется он всезнающий взрослый, который держит в руках калькулятор. Ребенок понимает, что эта маленькая штука умеет считать, но пока не понимает, как он работает — взрослый объясняет, как вводить цифры, выбирать арифметическую операцию, получать результат. Совместно со взрослым ребенок вводит свои первые примеры, начинает проверять, а правда ли он может складывать «вооот такие большие числа». Он может сперва забыть, какие клавиши нужно нажимать, запинаться, но взрослый подхватывает его, поправляет и направляет в нужное русло. Все эти действия происходят в зоне ближайшего развития ребенка.

«Поиграв» несколько раз с ребенком в калькулятор, со временем родитель замечает, что его помощь ребенку не нужна — тот самостоятельно справляется с управлением этим сложным агрегатом (здесь, конечно, родители огорчаются, понимая, что калькулятор встал на службу зла и будет использован на уроках математики, но это уже другая история). Когда ребенок научился самостоятельно использовать калькулятор, этот навык перешел в его зону актуального развития.

Прозорливый родитель может задать сейчас вопрос — получается, что совместная деятельность с ребенком в зоне его ближайшего развития помогает расширять зону его актуального развития? Но ведь это и без того было очевидно.

С одной стороны — да, это очевидно. С другой стороны, если взять пример из другой возрастной категории, то все окажется не так просто. Например, родители часто упрекают детей, что те им не помогают — не могут помыть посуду, постирать что-то. Озвучиваются упреки: «да в твоем возрасте пора бы уже уметь это делать!». Но как ребенок может что-то уметь, если его никто никогда этому не учил? Если до этого родители вечно отодвигали его от бытовых задач, потому что самому сделать проще и быстрее? Да, конечно, проще и быстрее, но в этот момент ребенок мог бы начать медленно осваивать навыки, которые пригодились бы ему в будущем…

Лев Семенович поразил всех своим открытием, сказав, что один шаг в обучении помогает свершиться ста шагам в развитии. Как эффективнее организовать обучение, чтобы оно способствовало развитию — об этом мы поговорим в ближайшее время. А пока оставайтесь вМесте с нами и задавайте вопросы о зоне актуального и ближайшего развития. Дария Ведмицкая, психолог проекта вМесте

Похожие статьи

12 Октябрь 2023

Какие вопросы задавать своему ребенку, чтобы сформировать доверительное общение?

Кажется, что позавчера мы принесли этот крохотный кулек домой; вчера он еще только пошел в сад; а сегодня он уже...

31 Январь 2017

Приглашаем на показ медиа-спектакля «За ритмом»

Союз охраны психического здоровья, Театральный Центр им. Вс. Мейерхольда и Интегрированный театр-студия «Круг II» (подразделение РО МОО «Равные возможности») приглашают...

18 Март 2019

Круглый стол «Роль НКО в сфере психосоциальной реабилитации людей с психическими особенностями» в Пензе

11 марта в Пензе в рамках подготовки V Фестиваля реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?» состоялся Круглый стол...

21 Март 2016

Всемирная Ассоциация психосоциальной реабилитации (WAPR) стала официальным партнером Конгресса

Всемирная Ассоциация психосоциальной реабилитации (ВАПР) стала официальным партнером Конгресса "Психическое здоровье человека XXI века"   О Всемирной Ассоциации психосоциальной реабилитации...

21 Март 2018

Премьера нового спектакля Интегрированного театра-студии «Круг II»

Что такое чувство для каждого человека? А для особенного человека? Может ли особенный человек любить и чувствовать? Кому интересен будет...

30 Январь 2024

Отчет о проведении научно-практической конференции с международным участием «Психическое здоровье семьи: российские традиции и современные подходы к оказанию помощи»

14 Май 2021

XVII Съезд психиатров России «Междисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению»

15–18 мая 2021 г. в Санкт-Петербурге состоится XVII Съезд психиатров России «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к...

19 Март 2016

"О Музыка! Вздох ангела в нашей душе"

В начавшемся с этого месяца курсе музыкальной терапии на базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» преподавателями: Антоном Черепановым и Екатериной Урлиной...

22 Ноябрь 2022

ПРОГРАММА ОНЛАЙН-ПРАКТИКУМА “Современные тенденции в очной и онлайн танцевально-двигательной терапии”

ПОДРОБНЕЕ ПРОГРАММА

7 Апрель 2015

7 апреля - Всемирный день здоровья!

Союз охраны психического здоровья поздравляет всех с Всемирным днем здоровья (World Health Day).Этот День отмечается ежегодно 7 апреля в день...