Смоленский государственный медицинский университет
Представляем результаты социальных проектов: «Ресурсный внутренний ребенок как фактор психического здоровья современной молодежи», «Коррекция психологических проблем средних детей», «Организация службы студенческой психологической поддержки как форма практической подготовки клинических психологов», выполненных студентами Смоленского государственного медицинского университета, в рамках I Всероссийского конкурса «Октябрь — месяц охраны психического здоровья», посвященного Всемирному дню психического здоровья:
Проект «Ресурсный внутренний ребенок как фактор психического здоровья современной молодежи» направлен на создание психокоррекционной программы для студентов высшей школы. В проекте участвовало 102 человека, 12 из которых изъявили желание более глубоко поработать со своим травмированным Внутренним ребенком как детской частью личности. Программа групповой психокоррекционной работы была рассчитана на 12 занятий по 3 часа. Встречи проходили один раз в неделю в течение трех месяцев. Первое занятие было направлено на знакомство всех участников группы, формирование доверительного пространства для дальнейшего взаимодействия. Последующие занятия были направлены на получение доступа к ресурсам собственного бессознательного эго-состояния. Вторая часть программы была направлена на психокоррекцию травмированной части Внутреннего ребенка и возвращение энергии в структуру свободного ребенка, принятие Внутреннего ребенка, формирование любящего Внутреннего родителя как ЭГО-состояния. На начальном этапе и в завершении программы проводилось тестирование участников группы, которое показало, что самочувствие, настроение участников группы улучшилось, снизился уровень ситуационной и личностной тревоги. Появилось принятие своего Внутреннего ребенка, сформировались навыки заботы об этой части личности.
Целью проекта «Коррекция психологических проблем средних детей» было оценить поведенческие особенности среднего ребенка в многодетной семье. 196 человек приняли участие в анкетировании, состоялось 14 бесед со средними детьми и их родителями. В результате удалось достичь улучшения взаимопонимания между средними детьми и их родителями, подготовить практические рекомендации для многодетных семей. В 2020–2021 учебном году в СГМУ было проведено анкетирование студентов, направленное на выявление их потребности в психологической помощи. Было установлено, что потребность в обращении за психологической помощью ВУЗа отмечалось у 81,9 % опрошенных (199 студентов из 243). На основании проведенной работы и согласно «Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017) при поддержке Федеральной инновационной площадки Смоленского государственного университете «Здоровье первокурсника-здоровье врача-здоровье нации» было принято решение о создании Психологического центра в университете. Одним из направлений работы центра является служба психологической поддержки, которую оказывают студенты 4–6 курсов психолого-социального факультета обучающимся других факультетов. Проект «Организация службы студенческой психологической поддержки как форма практической подготовки клинических психологов» был направлен на обобщение данных о проведенной работе службой психологической поддержки студентов для всех участников проекта. Из 29 студентов, обратившихся за помощью в 2022 году, 7 человек в качестве проблемы обозначили стресс, тревожность; 5 — эмоциональную лабильность с тенденцией к гипотимии; 4 — низкую самооценку, трудности коммуникации; 5 — проблемы со сном; 3 – раздражительность; 2 — упадок сил, ощущение одиночества; 2- зависимость от социальных сетей; 1 — расстройство пищевого поведения. Из 19 студентов-психологов, проводивших консультации для своих сверстников, было обнаружено тревожное напряжение у 9 человек; резистенция — у 4 человек, истощение — у двух. В ходе работы были подготовлены рекомендации для студентов, оказывающих психологическую поддержку с целью профилактики эмоционального выгорания и улучшения навыков психологической работы.