Обратная связь — что это такое и как ей пользоваться? Продолжение.

Во вчерашней публикации мы привели несколько ситуаций с не конструктивной обратной связью. Герои получали комментарии о проделанной ими работе, а вместе с этими комментариями начинали чувствовать себя некомпетентными.

Что же такое обратная связь? Это ответ, комментарий на совершенные нами действия. Цель обратной связи — сделать последующую работу еще лучше. То есть, получая комментарий, человек должен понять, что конкретно не так с его работой и как потенциально её можно сделать лучше. Так как же давать обратную связь так, чтобы она была полезна?

Обратите внимание на достоинства.

Порой, когда видишь очевидные огрехи, хочется сразу скатиться в их перечисление. Вот только пока мы их перечисляем, плечи того, кому мы даем обратную связь, будут опускаться, а глаза будут отводиться в сторону. Еще бы! Ведь человеку кажется, что ничего хорошего в его работе нет. Поэтому в первую очередь необходимо отметить все достоинства и сильные стороны проделанной работы.

Дело не в человеке, а в его работе.

Пожалуй, это самый главный критерий конструктивной обратной связи. Мы комментируем не то, какой человек, а то, как он проделал работу.

Вернемся ко вчерашним примерам. Мама говорит ребенку: «У тебя руки-крюки, ты не можешь нормально помыть посуду». Какой посыл у этой фразы? С тобой что-то не так, ты плохой, ты не можешь ничего нормально выполнить. Такие слова расстраивают человека и заставляют его чувствовать себя плохим. Таким образом, подрывается уверенность в себе, а значит, за дальнейшие дела человек будет браться с увеличивающейся тревогой.

Как можно было бы сказать иначе? Необходимо сконцентрироваться на сильных сторонах работы и на том, что было сделано: «Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной». Чувствуете разницу?

Что с этим можно сделать?

Всем известная истина «критикуешь — предлагай» в некотором смысле работает и здесь. Если мы заметили слабые стороны работы, то необходимо предложить пути ее улучшения. А вот какие именно пути предлагать — решать уже вам. У нас уже была серия публикаций о зоне ближайшего развития и о том, как можно помогать в обучении, руководствуясь этим понятием.

«Здорово, что ты смог сам помыть всю посуду (достоинство проделанной работы)! Обрати внимание, что здесь посуда осталась немного грязной (недочет). Попробуй в следующий раз взять другую губку (возможное решение)». Согласитесь — звучит совершенно иначе.

Еще несколько важных принципов:

Уважение.

Помните, что вы даете обратную связь такому же живому человеку, как и вы сами — у него есть чувства и он переживает, получая обратную связь. Подумайте, в каком бы формате вам хотелось получить фидбек? Держите эту мысль у себя в голове. Будьте уважительны и доброжелательны.

Цель.

Основная цель обратной связи — сделать последующую работу/действия человека еще лучше и эффективнее. Поэтому оставьте желание покритиковать и почувствовать свое превосходство за порогом.

Конкретика.

Обратную связь можно давать долго — можно петь соловьем о плюсах работы и досконально разбирать по косточкам каждый минус. Помните, что обратная связь должна быть конкретной, поэтому постарайтесь не уходить от темы.

Факты и только факты.

К проделанной работе у нас может быть личное отношение, что подталкивает нас порой к тому, чтобы дать субъективную оценку. В том самом примере с посудой мама могла сказать: «Я вижу, что ты недостаточно старался, раз посуда вымыта не до конца». «Недостаточно старался» — это субъективная оценка, которая может разниться от человека к человеку, поэтому следует воздержаться от оценочных критериев.

Личный разговор.

Конечно, обратная связь может происходить в разных форматах, но опыт показывает, что получать фидбек лично и наедине — это самый оптимальный вариант.

Может показаться, что давать обратную связь, соблюдая все критерии, это ужасно сложно. Но, поверьте, это не так! Попробуйте и сами все поймете.

Дария Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

10 Май 2023

XIII Всероссийская межвузовская научно-практическая конференция «Самоповреждение и самоубийство: современные подходы к диагностике, профилактике, лечению и реабилитации».

20 Апрель 2017

Новая книга Т.Н. Свиридкиной «Шагни из прошлого. Руководство по психотерапии травмы»

В рамках проекта «Библиотека «Союза охраны психического здоровья», реализуемого Союзом охраны психического здоровья в партнерстве с ИД «Городец», издана книга...

25 Январь 2022

25 января 2022 г. состоялась рабочая встреча с представителями от Брянской области в рамках подготовки VII Фестиваля реабилитационных программ «Другие?»

22 Май 2016

ЦЫГАНКОВ БОРИС ДМИТРИЕВИЧ, ЗАВЕДУЮЩИЙ КАФЕДРОЙ ПСИХИАТРИИ, НАРКОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ ФДПО МГМСУ ИМЕНИ А.И. ЕВДОКИМОВА, ВОШЕЛ В СОСТАВ НАУЧНОГО КОМИТЕТА КОНГРЕССА

29 Ноябрь 2018

Конкурс «Здоровое поколение». Два поколения объединяет чтение!

В Чувашской Республике состоялись литературно-творческие встречи «О чем умолчали книги».   Читатели Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки и студенты чебоксарских колледжей...

23 Июнь 2016

Д-р Бонни Кирш, профессор Департамента производственных наук и производственной терапии, Университет Торонто, представит свой доклад в рамках Конгресса

9 Декабрь 2019

«Библиотека Союза охраны психического здоровья» на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction

  С 5 по 9 декабря, в рамках Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction, Издательский дом «Городец» представил проект «Библиотека «Союза...

20 Ноябрь 2019

Конкурс «Здоровое поколение». Программа «Форум-театр: шаг навстречу»

  Программа «Форум-театр: шаг навстречу», ставшая победителем Конкурса «Здоровое поколение», реализуется Красноярской региональной общественной организацией поддержки и развития альтернативных образовательных...

13 Сентябрь 2019

Приглашаем подростков 11-15 лет стать экспертами Союза охраны психического здоровья!

  Союз охраны психического здоровья приглашает подростков 11-15 лет (г. Москва)  принять участие в исследовании, которое проводится в рамках деятельности...

13 Июнь 2018

Основные принципы образования в сфере охраны психического здоровья

Основные принципы образования в сфере охраны психического здоровья Альфрид Лэнгле, почетный президент Международного общества логотерапии и экзистенционального анализа (Австрия) Альфрид...