Кино с глубоким смыслом

Сергей Соловьёв снимает фильмы о нас, для нас и о себе

Кино с глубоким смыслом

Фото Ю. Машков / ТАСС

В преддверии Года российского кино одним из первых российских мэтров, приступивших к съёмкам, стал Сергей Соловьёв. Известный режиссёр снимает свой новый фильм с неожиданным названием «Ке-ды». Автор замечательной «Ассы» и целого списка других не менее значимых для нашей кинокультуры картин на этот раз обратился к малоизвестному пока рассказу Андрея Геласимова «Paradise found». Опубликованный в журнале «Сноб», рассказ написан в стилистике блогов. Ещё и поэтому фильм наверняка вызовет много споров по части русского языка и оригинальной подачи материала. Зато очевидно другое – фильм режиссёра снова станет заметным культурным событием. Ещё и потому, что в актёрскую группу режиссёр привлёк мальчика-аутиста, совсем молодых, малоизвестных актёров, а также модного теперь рэп-исполнителя Басту (в №40 «Аргументы недели» публиковали с Василием Вакуленко большое интервью). В беседе с корреспондентом «АН» Сергей Соловьёв рассказал о съёмках своего нового фильма.

— Сергей Александрович, что заставило вас, известного режиссёра, обратиться к экранизации рассказа из разряда авангардной литературы, в жанре которой пишет Андрей Геласимов?

– Откровенно говоря, мне в последнее время всё меньше хочется с кем-нибудь о чём-нибудь спорить. Потому что спорить не о чем. Всё достаточно очевидно. В части таланта или его отсутствия. В последние двадцать лет у меня вообще было ощущение, что великая русская литература, которой я обязан всем в жизни и которую, на мой взгляд, олицетворяли мастера так называемой деревенской прозы, такие как Абрамов, Астафьев, Шаламов, просто-напросто умерла. С уходом этих людей образовался некий вакуум. Казалось, уходит безвозвратно вся русская литература. Это было тяжёлое чувство.

 

 

Взамен наступило время рынка, который, как нам обещали, всё исправит и расставит по местам. В действительности оказалось, что новой эпохе вообще никакая литература не нужна. К сожалению, в новом мире ненужными оказались не только искусство, но даже совесть и душа. На самом деле вышло так, что рынок способен многое решить только в производстве галош. А как же быть с душой, которая образовывала качество и достоинство русской литературы? Спрашивал себя и ответа не находил.

И неожиданно, вдруг, в журнале «Сноб», есть такой, знаете, наверное…

– Вы читаете «Сноб»! Любопытно!

– Я там то ли руководитель какого-то совета эстетического или иного воспитания, или какой-то там ещё комиссии, уже точно не помню. Но это не важно. Зато в журнале работает замечательный человек с изумительным литературным вкусом. Это главный редактор издания Сергей Николаевич, человек в литературных кругах известный и авторитетный. Он у себя в журнале организовывает литературные выпуски, на одном из которых мне представили рассказ Андрея Геласимова с каким-то иностранным названием. Я его сразу на свой лад назвал «Ке-ды». Там настолько правильным, человеческим и сердечным очень языком написано то, чего я уже опасался больше не прочесть в нашей литературе.

– Вам вот так неожиданно сильно понравился язык современности?

– Не поверите, да. Это только на первый взгляд может показаться, что рассказик – полная хрень. О том, как призывник, уходя на службу в армию, решил купить себе самые обыкновенные кеды. Что в этом стоящего внимания? Ничего. Но меня совершенно сразил довод в его нравственном ориентире, сыгравший определяющую роль в необходимости покупки этих самых кед. Этот парень Саша решил, что никто, кроме купленных кед, не будет ждать его возвращения из армии. Без всякого юмора скажу, что кеды стали сильной мотивацией. Кеды в рассказе Геласимова по мотивации сравнимы с гоголевской «Шинелью». Точь-в-точь.

– Так о чём и о ком, если серьёзно, ваш новый фильм?

– Совершенно серьёзно, о кедах. Можно было бы сформулировать и подвести под это дело какую-то полезную всем общеглобальную мысль. К счастью, я такой мысли не знаю. Потому что как скажешь про общую полезность чего-то, так непременно наступишь на что-нибудь неприятное. Поэтому я боюсь значительных и серьёзных мыслей. Куда важнее видеть кардиограмму сердечной жизни человека, его душевных решений. В юном возрасте, в каком пребывал наш герой, важно ощутить чувство первопроходца по белому свету. Этим самым чувством в рассказе согреты все его персонажи. И это чувство я хотел сохранить при подборе актёрского состава. Поэтому кастинг получился интересным, забавным и даже несколько озорным.

– А рэпер Баста в роли военкома – не очень сурово для почтенной публики?

– Появление Басты в моём фильме далеко не случайно. Надеюсь, что это явление такое же по значимости, как в своё время Булат Окуджава и Владимир Высоцкий, с которыми я имел честь дружить. Баста в фильме теперь как некая удачная, при этом не бесспорная модель представителя молодого поколения россиян. Ведь если оглянуться назад, то очевидно, как во все времена существовала культура внутреннего сопротивления той массовой культуре, которая сильно уродует поколение молодых под некий единый стандарт. Так вот Баста, на мой взгляд, из разряда лучших представителей нового поколения. Очень хотелось бы не ошибиться.

– Баста будет петь в вашем фильме или отсидится в жюри, как на проекте «Голос»?

– Давайте не будем убивать интригу и дождёмся премьерного показа фильма «Ке-ды». Уже скоро.

– Когда фильм выйдет на экраны?

– Если ничего не случится, то премьерный показ картины должен состояться в канун Нового года. Давайте постучим по дереву.

– Можно ли считать фильм «Ке-ды» результатом вашего сотрудничества с Союзом охраны психического здоровья?

– Конечно. Весьма благодарен президенту союза Наталье Треушниковой, которая, не раздумывая, приняла решение о финансовом участии союза в съёмках фильма. Я ведь всё больше прихожу к мысли, что наше общество состоит не из здоровых и больных людей, а из тех, кого губит так называемая общественная мораль, и тех, у кого находятся силы сопротивляться этому и быть самим собой. В их числе, конечно же, находятся аутисты. Они не больны, просто они живут сами по себе. Мы им с нашей развитой инфраструктурой и коммуникацией на фиг не нужны. Достаточно назвать имена таких известных аутистов, как Эйнштейн и Перельман, чтобы понять эту простую истину. Они по-настоящему свободны. При этом они не приспособлены к нашей суровой жизненной действительности. Поэтому включение мальчика-аутиста в сюжет рассказа – совершенно органичный ход автора. Я могу только приветствовать такой поворот в финальной части рассказа. А каким получится фильм на общий вкус нашей избалованной публики, станет ясно с началом проката. Давайте дождёмся этого времени.

Справка «АН»

Сергей Александрович СОЛОВЬЁВ родился 25 августа 1944 года в городе Кемь Карело-Финской ССР в семье военного. В 1960–1962 годах работал рабочим на ленинградском телевидении. Окончил режиссёрский факультет ВГИКа.

В 1969 году на «Мосфильме» дебютировал как режиссёр в киноальманахе «Семейное счастье». Дважды был членом жюри Венецианского кинофестиваля. В 1987 году Соловьёв снял фильма «Асса», ставший основным событием года в культурной жизни СССР. Фильм стал культовым для советского рок-движения благодаря участию культового героя молодёжи тех лет Виктора Цоя и прозвучавшей в нём музыке групп «Кино», «Аквариум» и «Браво».

В творческом активе маститого режиссёра такие известные фильмы, как «Егор Булычов и другие», «Три сестры», «Нежный возраст», «Анна Каренина» «Одноклассники» и другие. Семь раз становился лауреатом премий на зарубежных кинофестивалях.

В настоящее время Сергей Александрович преподаёт на режиссёрском факультете ВГИКа.

Кеды как главная мотивация жизни

Главный герой молодёжной драмы Саша в исполнении первокурсника Щукинского театрального училища Николая Суслова призывается в армию. При этом он считает, что в Москве его никто не будет ждать. Поэтому герой решил купить кеды, которые, как ему кажется, дождутся его на «гражданке» совершенно точно. По дороге за покупкой он знакомится с парикмахером Амирой, которая на самом деле Аглая Шиловская и которая, бросив работу, вместе с Сашей отправляется за покупкой. В итоге скорого знакомства у молодых людей завязались отношения…

Оригинальная статья

Похожие статьи

5 Июль 2018

Российское общество психиатров в системе непрерывного медицинского образования в России

Незнанов Николай Григорьевич, президент Российского общества психиатров, директор ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр психиатрии и неврологии имени В.М. Бехтерева» Министерства...

20 Апрель 2018

ЭФФЕКТИВНОСТЬ НОВОЙ МОДЕЛИ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ: Профессор Рой Абрахам Калливаялил Президент Всемирной Ассоциации социальной психиатрии (WASP), Генеральный секретарь Всемирной психиатрической ассоциации (WPA) (Индия)

28 Ноябрь 2016

«Дурочка», «Каша из топора», хоровод и кадриль – театрально-музыкальная пятница

Удивительное рядом! В рамках гастролей на Четвертый Московский Фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» в ГАУЗ МО...

11 Июнь 2024

Мета-навыки: новые навыки в новое время

Директор Союза Екатерина Мальцева выступила с лекцией «Новые навыки в новое время» в РУДН: «Целью моего выступления было погружение слушателей...

14 Май 2021

XVII Съезд психиатров России «Междисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к интегративному лечению»

15–18 мая 2021 г. в Санкт-Петербурге состоится XVII Съезд психиатров России «Интердисциплинарный подход к коморбидности психических расстройств на пути к...

11 Март 2016

Белорусская Ассоциация Психотерапевтов примет участие в Конгрессе

Белорусская Ассоциация Психотерапевтов (БАП) примет участие в Конгрессе "Психическое здоровье человека XXI века"    О Белорусской Ассоциации Психотерапевтов (БАП) Ассоциация была...

1 Июль 2019

Ежегодный доклад ЮНИСЕФ

В 2018 году ЮНИСЕФ создал Стратегический план на 2018–2021 годы, в котором закреплены основные положения Конвенции о правах ребенка.  Стратегия...

11 Апрель 2018

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ОБРАЗОВАНИЕ: ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ МЕЛИССЫ МЕРКАДАЛЬ-БРОТОНС, ПРЕЗИДЕНТА ВСЕМИРНОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ (ИСПАНИЯ)

24 Январь 2018

МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ БОЛЬНИЦЕ 22

В Психиатрической больнице N22 продолжаются занятия по программе психосоциальной реабилитации: пациенты еженедельно посещают психотерапевтическую группу, музыкальную и арт-терапию, театральную студию...

31 Март 2022

31 марта стартует Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди

С 31 марта по 2 апреля 2022 года пройдёт ежегодный Всероссийский инклюзивный фестиваль #ЛюдиКакЛюди. Он приурочен ко Всемирному дню распространения информации об...