RU EN

Трехдневный музыкальный интенсив

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ прошёл трехдневный интенсив по музыкальной терапии по программе, разработанной клиническим психологом Антоном Черепановым. По инициативе ответственного специалиста подразделения «Медико-социальной реабилитации», психотерапевта Барановой Ольги Вячеславовны при содействии специалиста по социальной работе Шанина Вячеслава Владимировича и клинического психолога Ахмедовой Марины Магирамовны была проведена диагностика психоэмоционального состояния пациентов до и после занятий.

В мини-исследовании приняли участие 14 пациентов стационара из мужского и женского отделений: 9 и 5 человек соответственно. До и после занятий по музыкотерапии пациентам были предложены методики: исследования тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера и рисунок человека.

Не приходится говорить о получении достоверных различий до и после занятий по причине малого количества пациентов в обследуемой группе, отсутствия контрольной группы для сопоставления результатов, также не учитывались побочные факторы (мотивационные установки участников, длительность и время занятий, личность ведущего группы). Тем не менее по данным тестов можно говорить о следующих тенденциях:

  1.  Снижение личностной и ситуационной тревожности после занятий. Возможно, программные занятия, увеличивающие взаимодействие между пациентами в группе, являются благоприятными для улучшения психоэмоционального состояния их участников.
  2.  Снижение побуждений к возбуждающим эмоциям по тесту цветовых выборов (жёлтому, красному – меньше предпочтений, чёрному — больше). Это может свидетельствовать о более адекватной оценке восприятия действительности, а также о том, что преобладающие побуждения к стимуляции эмоций и возбуждению сменились на тенденции к переживанию грусти и печали в связи с увеличением критического отношения с собственному состоянию.
  3.  В рисунах — появление более крупных черт лица и элементов, выражающих эмоции; разрозненные элементы становятся объединенными в целостную композицию. Это может указывать развитие коммуникаций пациентов, увеличение рефлексивного отношения к себе и Другому, социальную интеграцию и ощущение комфорта в группе.

В программе занятий был сделан акцент на развитие взаимоотношений между пациентами, в которых музыка являлась средством невербальной коммуникации. В упражнениях пациенты могли выразить своё состояние с помощью игры на музыкальных инструментах, танцевально-двигательной активности под музыку, пения и сочинения песен. Это способствовало снятию психоэмоционального напряжения и развития способности к эмпатии, пониманию эмоций другого человека. Особую роль играли моменты пауз и тишины после возбуждающих и громких моментов на занятиях, когда пациенты могли расслабиться, успокоиться, почувствовать своё дыхание.  Помимо полученных данных от большинства пациентов получена позитивная обратная связь и готовность продолжать занятия.

Совместная исследовательская работа специалистов ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» также стала средством сплочения между сотрудниками и материалом для дальнейшей дискуссии по улучшению качества психо-социальной реабилитации и оказания психотерапевтической помощи.

 

Похожие статьи

29 ноября 2018

Конкурс «Здоровое поколение» Самореализация молодёжи в публицистическом творчестве как основа психологической профилактики здоровья

28 апреля 2016

Коллективное "НЕТ" стрессу на рабочем месте!

28 апреля - Всемирный день охраны труда! Сегодня многие люди сталкиваются с растущим давлением на работе. Такие психосоциальные риски, как...

18 октября 2017

ВОЗ провел Форум по заполнению пробелов в области охраны психического здоровья

В штаб-квартире ВОЗ (Женева) 9-10 октября, в дни празднования Всемирного дня психического здоровья, прошел Форум по заполнению пробелов в области...

18 января 2016

Президент Бразильской Ассоциации Психотерапии (ABRAP), Эмилиа Афранж вошла в состав Международного Оргкомитета I Всемирного Конгресса

9 мая 2021

С Днём Победы!

15 августа 2016

Психическое здоровье в зрелом возрасте

«Психическое здоровье граждан – это системообразующий фактор для многих смежных областей, в первую очередь, социального спектра. Наша цель – здоровое...

20 января 2017

III ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ «ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ» -2017

15 мая 2016

Д-Р МАТТ МУЖЬЕН, РУКОВОДИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПО ОХРАНЕ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЕВРОПЕЙСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БЮРО ВОЗ, ЧЛЕН МЕЖДУНАРОДНОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА КОНГРЕССА, ВЫСТУПИТ С ОСНОВНЫМ ДОКЛАДОМ

3 июня 2015

Лучшие общественные программы по охране психического здоровья отмечены наградами конкурса «Здоровое поколение»

      МОСКВА. Среди победителей – профилактические программы общественных организаций в сфере психического здоровья детей и подростков, которые привлекут пенсионеров,...

8 ноября 2016

Что такое панические атаки и как от них избавиться

    «Афиша Daily» поговорила с тремя людьми, которые регулярно переживают панические атаки, об их ощущениях и способах справиться с...