RU EN

Трехдневный музыкальный интенсив

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ прошёл трехдневный интенсив по музыкальной терапии по программе, разработанной клиническим психологом Антоном Черепановым. По инициативе ответственного специалиста подразделения «Медико-социальной реабилитации», психотерапевта Барановой Ольги Вячеславовны при содействии специалиста по социальной работе Шанина Вячеслава Владимировича и клинического психолога Ахмедовой Марины Магирамовны была проведена диагностика психоэмоционального состояния пациентов до и после занятий.

В мини-исследовании приняли участие 14 пациентов стационара из мужского и женского отделений: 9 и 5 человек соответственно. До и после занятий по музыкотерапии пациентам были предложены методики: исследования тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера и рисунок человека.

Не приходится говорить о получении достоверных различий до и после занятий по причине малого количества пациентов в обследуемой группе, отсутствия контрольной группы для сопоставления результатов, также не учитывались побочные факторы (мотивационные установки участников, длительность и время занятий, личность ведущего группы). Тем не менее по данным тестов можно говорить о следующих тенденциях:

  1.  Снижение личностной и ситуационной тревожности после занятий. Возможно, программные занятия, увеличивающие взаимодействие между пациентами в группе, являются благоприятными для улучшения психоэмоционального состояния их участников.
  2.  Снижение побуждений к возбуждающим эмоциям по тесту цветовых выборов (жёлтому, красному – меньше предпочтений, чёрному — больше). Это может свидетельствовать о более адекватной оценке восприятия действительности, а также о том, что преобладающие побуждения к стимуляции эмоций и возбуждению сменились на тенденции к переживанию грусти и печали в связи с увеличением критического отношения с собственному состоянию.
  3.  В рисунах — появление более крупных черт лица и элементов, выражающих эмоции; разрозненные элементы становятся объединенными в целостную композицию. Это может указывать развитие коммуникаций пациентов, увеличение рефлексивного отношения к себе и Другому, социальную интеграцию и ощущение комфорта в группе.

В программе занятий был сделан акцент на развитие взаимоотношений между пациентами, в которых музыка являлась средством невербальной коммуникации. В упражнениях пациенты могли выразить своё состояние с помощью игры на музыкальных инструментах, танцевально-двигательной активности под музыку, пения и сочинения песен. Это способствовало снятию психоэмоционального напряжения и развития способности к эмпатии, пониманию эмоций другого человека. Особую роль играли моменты пауз и тишины после возбуждающих и громких моментов на занятиях, когда пациенты могли расслабиться, успокоиться, почувствовать своё дыхание.  Помимо полученных данных от большинства пациентов получена позитивная обратная связь и готовность продолжать занятия.

Совместная исследовательская работа специалистов ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» также стала средством сплочения между сотрудниками и материалом для дальнейшей дискуссии по улучшению качества психо-социальной реабилитации и оказания психотерапевтической помощи.

 

Похожие статьи

16 января 2018

НОВЫЙ ПРОЕКТ "МУЗЫКАЛЬНО-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ"

Команда «Музыкально-терапевтической СРЕДЫ» и Лилия Новикова инициировали проект по освоению современных компьютерных технологий специалистами, занятыми в области музыкальной терапии.  ...

6 ноября 2019

«Деревенская жизнь» в студии «АртНаив»

Студия «Артнаив», созданная на базе галереи «Артнаив» при поддержке Союза охраны психического здоровья, интересна прежде всего своим подходом к занятиям....

26 мая 2016

"Я не овощ, я – человек!"

Петербургская благотворительная организация «Перспективы», которая уже 20 лет ведет деятельность в детском доме-интернате № 4 г. Павловска, и «Анимационная студия...

15 августа 2016

Психическое здоровье в зрелом возрасте

«Психическое здоровье граждан – это системообразующий фактор для многих смежных областей, в первую очередь, социального спектра. Наша цель – здоровое...

23 августа 2016

"АнтиПаника" - мобильная таблетка, мобильный психотерапевт – миф или реальность?

Все эти слова теперь не миф, а реальность первого профессионального российское мобильное приложение «АнтиПаника», разработанного коллективом профессиональных психологов «Института креативной...

18 июля 2017

В Санкт-Петербурге создана образовательная платформа «Музыкально-терапевтическая СРЕДА»

В Санкт-Петербурге начал работу онлайн-проект по музыкальной терапии «Музыкально-терапевтическая СРЕДА». Автор проекта – кандидат искусствоведения, клинический психолог СПб ГБУЗ «Психоневрологический...

27 июля 2017

Спорт для детей с интеллектуальными нарушениями

Спорт для детей с интеллектуальными нарушениями Прошел первый съемочный день по производству фильма о спортсменах с интеллектуальными нарушениями. В теннисном...

3 июля 2018

Конкурс «Здоровое поколение». Уличная акция «Открытый микрофон»

Сотрудники Центральной городской библиотеки имени А.С. Пушкина города Черногорска провели уличную акцию «Открытый микрофон».  Акция стала одним из мероприятий проекта...

28 августа 2020

Коллективная выставка "ТОТ КЕМ Я НЕ БЫЛ"

Выставка-презентация проекта "ШИРОТА И ДОЛГОТА" проходит в Бродильном Цехе Винзавода с 20 августа по 3 сентября. В экспозиции представлены работы...

9 февраля 2018

Первое лабораторное занятие на БОС по программе “Практическая психофизиология”

В МГУ готовят специалистов по работе с технологией биологической обратной связи (БОС-терапевтов). Подробнее   Источник