Трехдневный музыкальный интенсив

На базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» в рамках цикла реабилитационных программ прошёл трехдневный интенсив по музыкальной терапии по программе, разработанной клиническим психологом Антоном Черепановым. По инициативе ответственного специалиста подразделения «Медико-социальной реабилитации», психотерапевта Барановой Ольги Вячеславовны при содействии специалиста по социальной работе Шанина Вячеслава Владимировича и клинического психолога Ахмедовой Марины Магирамовны была проведена диагностика психоэмоционального состояния пациентов до и после занятий.

В мини-исследовании приняли участие 14 пациентов стационара из мужского и женского отделений: 9 и 5 человек соответственно. До и после занятий по музыкотерапии пациентам были предложены методики: исследования тревожности Спилбергера-Ханина, цветовой тест Люшера и рисунок человека.

Не приходится говорить о получении достоверных различий до и после занятий по причине малого количества пациентов в обследуемой группе, отсутствия контрольной группы для сопоставления результатов, также не учитывались побочные факторы (мотивационные установки участников, длительность и время занятий, личность ведущего группы). Тем не менее по данным тестов можно говорить о следующих тенденциях:

  1.  Снижение личностной и ситуационной тревожности после занятий. Возможно, программные занятия, увеличивающие взаимодействие между пациентами в группе, являются благоприятными для улучшения психоэмоционального состояния их участников.
  2.  Снижение побуждений к возбуждающим эмоциям по тесту цветовых выборов (жёлтому, красному – меньше предпочтений, чёрному — больше). Это может свидетельствовать о более адекватной оценке восприятия действительности, а также о том, что преобладающие побуждения к стимуляции эмоций и возбуждению сменились на тенденции к переживанию грусти и печали в связи с увеличением критического отношения с собственному состоянию.
  3.  В рисунах — появление более крупных черт лица и элементов, выражающих эмоции; разрозненные элементы становятся объединенными в целостную композицию. Это может указывать развитие коммуникаций пациентов, увеличение рефлексивного отношения к себе и Другому, социальную интеграцию и ощущение комфорта в группе.

В программе занятий был сделан акцент на развитие взаимоотношений между пациентами, в которых музыка являлась средством невербальной коммуникации. В упражнениях пациенты могли выразить своё состояние с помощью игры на музыкальных инструментах, танцевально-двигательной активности под музыку, пения и сочинения песен. Это способствовало снятию психоэмоционального напряжения и развития способности к эмпатии, пониманию эмоций другого человека. Особую роль играли моменты пауз и тишины после возбуждающих и громких моментов на занятиях, когда пациенты могли расслабиться, успокоиться, почувствовать своё дыхание.  Помимо полученных данных от большинства пациентов получена позитивная обратная связь и готовность продолжать занятия.

Совместная исследовательская работа специалистов ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» также стала средством сплочения между сотрудниками и материалом для дальнейшей дискуссии по улучшению качества психо-социальной реабилитации и оказания психотерапевтической помощи.

 

Похожие статьи

31 Март 2023

Круглый стол по вопросам психического здоровья и реабилитации прошел в Карачаево-Черкесской Республике

29 марта 2023 г. на площадке Общественной палаты Карачаево-Черкеской Республики состоялся круглый стол по вопросам психического здоровья и психосоциальной реабилитации....

23 Январь 2017

Смотри в будущее… Видишь? Это чудо!

Смотри в будущее. Да пребудет с тобой господь. Да хранит он тебя. Видишь? Это чудо!   В рамках цикла реабилитационных...

12 Июнь 2015

12 июня – День России.

12 июня – День России. Праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей  День России - один из самых...

16 Июнь 2016

ВОЗ рекомендует обратить внимание на здоровье подростков

В новом информационном бюллетене Всемирной организации здравоохранения подчеркивается, что большое количество подростков ежегодно умирает по причинам, которые можно предотвратить, или...

27 Февраль 2023

Как снизить тревожность за ребенка?

Вопрос достаточно широкий - тревога бывает разной, многое зависит от возраста ребенка и от обстоятельств жизни. Попробуем разобраться в общем....

5 Сентябрь 2016

Творческое пространство «Равные Возможности»

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья! Интегрированный театр-студия «Круг II» приглашает Вас 14 сентября 2016 г на открытие своего нового проекта: Творческое...

21 Апрель 2017

Открылась Московская международная конференция «Религиозность и клиническая психиатрия»

20 апреля 2017 года Научный центр психического здоровья совместно с Всемирной психиатрической ассоциацией (WPA) и Российским обществом психиатров при сотрудничестве...

9 Ноябрь 2022

VII Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция «Охрана психического здоровья детей, подростков и молодежи»

23 Март 2021

Заблоцкис Е.Ю. «Ограничение дееспособности вследствие психического расстройства. Недееспособность. Опекуны и попечители: как осуществлять права и исполнять обязанности».

22 Сентябрь 2021

#РОДИТЕЛЯМ. Почему с подростками так тяжело?

Подростковый возраст труден не только для самих подростков, но и для родителей. Давайте разберемся, почему так происходит. Вы растили замечательного...