«… когда душа говорит с душою»
Это не игровые музыкальные занятия, повышающие настроение, не «уроки музыки», развивающие умение слышать и звучать, это – музыкальная психотерапия. Живая музыка, искренняя, настоящая, и пусть несуразная и хаотичная, звучащая дисгармонично в группе импровизирующих пациентов… Когда она рождается здесь-и-сейчас – вызывает много чувств, эмоций, впечатлений, образов, ассоциаций, всего того, что является материалом для психотерапевтической работы. От умения ведущего-психолога направлять процесс групповой динамики зависит степень самораскрытия пациентов, общее доверие в группе и возможность обсуждать волнующие темы.
Например, на последнем занятии после композиции, которую пациенты сыграли особенно «хаотично, громко… раздражающе, так что начала болеть голова» – как они сами охарактеризовали, ведущий предложил упражнение «Диалог в оркестре». По инструкции нужно было внимательно слушать не только себя, но друг друга, постепенно присоединяться своей игрой к тому, что уже начал напарник с похожим музыкальным инструментом. Характерно, что композиция была значительно тише и спокойнее. Один из пациентов начал тихо и грустно петь под импровизацию группы. Его голос звучал как хриплый саксофон, без слов рассказывающий свою историю; другие пациенты «почувствовали момент» и играли вкрадчиво, размеренно, создавая музыкальное пространство поддержки для солирующего. После пения и музыки, которая никого в группе не оставила равнодушным, началось обсуждение темы, которая раньше не поднимались на группе: «человек в государстве». Вопреки мнениям о том, что тяжело человеку жить в современных реалиях нашей страны, дальнейшая музыкальная импровизация на эту тему получилась упорядоченной, энергичной, передающей воодушевление и уверенность. Это стало полезной пищей для размышлений о судьбе человека в России и даже предметом дискуссии, которую пациенты продолжали после занятия в отделении.
Музыка — это откровение более высокое, чем мудрость и философия
(Людвиг ван Бетховен)