RU EN

Сегодня День защиты детей

Из высказывания подростка: «Жизнь, которую вы считали скучной, — это та жизнь, к которой вы надеетесь вернуться прямо сейчас.”[i]
 
Сегодня День защиты детей. В этот день всем нам напоминают о необходимости соблюдения прав ребёнка.
В этом году, когда наши дети находятся в новой для всех ситуации пандемии и вынужденной изоляции, это напоминание приобретает особую актуальность. “Мы находимся в эпицентре исторического события, которое изменит многие аспекты нашего мира. Это будет иметь серьезные последствия для мировой экономики, геополитики и наших обществ. Очевидно, что эти глобальные последствия и риски в значительной степени взаимозависимы и изменяют нынешний и будущий глобальный ландшафт рисков”, — из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «COVID-19 Risks Outlook». Экономический кризис и связанные с ним рост безработицы и бедности среди родителей, безусловно, имеют негативные социальные и психологические последствия для детей, создают значительные проблемы в области образования и занятости.
По данным ВЭФ, занятость молодежи в развитых странах лишь недавно вернулась к уровню финансового кризиса, существовавшему до 2008 года. В развивающихся странах безработица среди молодежи неуклонно растет. В настоящее время 80% учащихся в мире — более 1,6 миллиарда молодых людей — не посещают школу. Многие учащиеся из социально незащищенных семей не имеют необходимых технических средств для доступа к онлайн-курсам или сталкиваются с трудностями при работе на дому. Последствия такого неравенства в сфере образования, поставят их в невыгодное положение на рынках труда в будущем[ii].
Проблемой является также длительная изоляция, отсутствие возможности перемены обстановки, общения со сверстниками, что приводит к нарушению социализации. Находясь дома, дети подвержены повышенному риску возникновения тревоги и страха, что негативно влияет на их психическое здоровье и благополучие[iii]. В этих условиях возрастает потребность в организации системы подготовки медицинских и немедицинских специалистов, а также родителей, которые смогут обеспечить комплексный подход к решению проблем в сфере охраны психического здоровья детей и подростков.
По мнению отечественных исследователей, в России до пандемии отмечалась стойкая тенденция к росту психических расстройств, впервые возникающих в детско-подростковом возрасте [Демчева Н.К. с соавт., 2020]. По официальным данным Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России [2019], заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами у детей в возрасте от 0 до 14 лет составляла 2717,8 на 100 тыс. населения, а у подростков в возрасте 15-17 лет –5551,9 на 100 тыс. населения. Согласно выступлению экс-замминистра труда и социальной защиты Г.Г. Лекарева на Координационном совете уполномоченных по правам человека (2018 г., Ялта), число детей-инвалидов составляло 166 тыс., где инвалидность по причине психических заболеваний преобладала. Диспансеризация детей-сирот также показала высокий уровень выявления психических расстройств (от 18 до 26%), по сравнению с соматической патологией во всех регионах России [Положий Б.С. с соавт., 2016]. По мнению главного психиатра РФ З.И. Кекелидзе, около 70% школьников в России имели те или иные психические расстройства и аномалии развития.
При этом, отмечается неукомплектованность медицинских учреждений детскими психиатрами. По данным официальной статистики, общая численность детских психиатров (0-14 лет), а также участковых детских психиатров за 2017-2018 гг. снизилась, соответственно, с 1394 до 1370 и с 743 до 724. В 2018 г. количество подростковых психиатров составило 115 человек, из них участковых подростковых психиатров – 70 человек, что составляет 0,28 на 10 тыс. подросткового населения. В 28 субъектах РФ подростковых психиатров нет вообще. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова отметила, что при оказании психиатрической помощи детям и подросткам в большинстве случаев не учитывается специфика этого возраста, связанная с дефицитом кадров по данному профилю, в связи с чем высказалась за усиление внимания к решению задачи подготовки кадров в области детской психиатрии (Всероссийская конференция «Будущее детей с особенностями психического развития», 28-29 ноября 2019 г.).
Недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами детско-подростковой психиатрической службы объясняется, в том числе и тем, что в 1995 году «детская психиатрия» была исключена из номенклатуры медицинских специальностей. В связи с этим, на этапе дипломного образования не осуществляется надлежащая подготовка будущих специалистов, отсутствует профессиональный стандарт по специальности «врач-психиатр детский». По данным официального сайта Минздрава России, из 3 специализированных учреждений науки (ФГБУ) и 51 учреждения высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) только в 18 имеются те или иные образовательные предложения по тематике детской психиатрии, в основном, на основе дополнительного постдипломного профессионального образования. Отсутствие соответствующей номенклатурной специальности и обязательной системы подготовки и повышения квалификации детских и подростковых психиатров приводит к лечебно-диагностическим ошибкам и неэффективности системы охраны психического здоровья в целом.
Существует также необходимость в повышении квалификации специалистов первичного медицинского звена по вопросам психического здоровья детей и подростков. В первую очередь это касается врачей-педиатров и детских неврологов, поскольку они часто гораздо раньше психиатров сталкиваются с необходимостью решения тех или иных проблем психического здоровья у своих пациентов. Постоянный рост клинической значимости психологических аспектов в структуре многих областей соматической и психосоматической медицины, связанной с детско-подростковым возрастом, обусловливает потребность в дополнительном образовании и повышении квалификации в области психического здоровья детей и для врачей узких специальностей (детские эндокринологи, онкологи, др.).
Акцент на профилактике и психосоциальной реабилитации в структуре современной системы охраны психического здоровья детей и подростков резко повышают роль и значение специалистов немедицинского профиля. Сказанное имеет прямое отношение к детским психологам и специалистам в области психокоррекции и психотерапии, педагогам, дефектологам, логопедам и социальным работникам.
Усилия одних лишь специалистов не могут удовлетворить растущие запросы общества в сфере охраны психического здоровья детей. От специалистов в настоящее время требуется подготовка неспециалистов – родителей, в частности, для профилактики психических расстройств и оказания посильной помощи детям и подросткам с психическими и поведенческими расстройствами.
Подводя итоги по системным проблемам, влияющим на качество услуг в сфере охраны психического здоровья детей и подростков в России, следует отметить дефицит кадров детской и подростковой психиатрии в целом; отсутствие качественной системы подготовки по специальности «врач-психиатр детский» и самой специальности; системы подготовки по повышению психопрофилактической и психосоциальной компетенции специалистов смежных профессий (медицинских и немедицинских) и неспециалистов; а также системы координации взаимодействия разнопрофильных специалистов и неспециалистов.
По материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века»/ ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ.[iv], Союз охраны психического здоровья.


[i] What risks does COVID-19 pose to society in the long-term? John Scott, Head of Sustainability Risk, Zurich Insurance Group

[iv] III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»/ ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ.» перенесен на 2021 год, в связи с пандемией COVID 19.

Похожие статьи

15 октября 2015

Время становиться другими

В подмосковных Химках, но в Московском институте культуры и под эгидой Союза охраны психического здоровья состоялся Фестиваль реабилитационных программ для...

25 апреля 2016

«Мне хотелось бы, чтобы было понимание…»

7-8 октября 2016 г. в Москве пройдёт Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века», организатором которого является Союз охраны психического здоровья....

19 марта 2016

"О Музыка! Вздох ангела в нашей душе"

В начавшемся с этого месяца курсе музыкальной терапии на базе ГАУЗ МО «Психиатрическая больница №22» преподавателями: Антоном Черепановым и Екатериной Урлиной...

15 ноября 2016

Европейский День музыкальной терапии!

Сегодня 15 ноября – Европейский День музыкальной терапии!     Это праздник, который вот уже три года объединяет специалистов, использующих...

7 ноября 2019

Конкурс «Здоровое поколение». Методические секреты работы по профилактике эмоционального выгорания педагогов в Заволжье

  Очередной методический четверг в Заволжье выдался тёплым и солнечным, что несказанно обрадовало всех: и школьных педагогов-психологов, и специалистов МБУ...

29 августа 2016

День Сурка

“Каждый день может быть идеальным — надо только хорошо поработать”. В рамках цикла реабилитационных программ на базе ГАУЗ МО "Психиатрическая больница №22" на еженедельном заседании...

23 мая 2016

Когда эмоциональная щедрость – это квалификация сердца

Щедрость дарит то, что имеет,а скупость не имеет того, что может подарить.   Приходилось ли вам замечать, что творчески одаренные...

20 сентября 2017

Новости проекта «Ты нужен здесь!»

Мобильная группа специалистов по тренингам проекта профилактики подростковых нехимических зависимостей в городской среде «Ты нужен здесь!» Саратовской государственной юридической академии...

10 октября 2019

В России появилось первое мобильное приложение для борьбы с депрессией

  Первое русскоязычное приложение самопомощи, предназначенное для борьбы с депрессией и улучшения качества жизни, от создателей «АнтиПаника» и «АнтиПаника Pro». Разработано...

29 июня 2016

Д-р Бонни Кирш, профессор Департамента производственных наук и производственной терапии, Университет Торонто, обратилась с приветственным словом к участникам Конгресса