Конкурс «Здоровое поколение». Метод персонифицированной профилактики самоповреждающего поведения подростков, связанного с употреблением психоактивных веществ
Продолжается реализация программы Национального научного центра наркологии (филиал ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России), ставшей одним из победителей конкурса «Здоровое поколение».
В ходе реализации программы профилактики аутоагрессивного поведения подростков на первом этапе были выявлены ребята с разными видами самоповреждающего и суицидального поведения. У преобладающего числа ребят наблюдаются порезы разной степени тяжести, сопровождающиеся эпизодическим употреблением психоактивных веществ.
Всего в программе профилактики приняли участие 72 человека. Трое подростков были направлены на госпитализацию в связи с тяжелым состоянием, проявляющимся в самоповреждении, суицидальных мыслях, планировании суицидальной попытки. Все занятия проводились в индивидуальном формате. С каждым подростком работал специалист психолог.
Программа была направлена как на снижение частоты и степени выраженности аутоагрессивных проявлений, так и на предотвращение повторного появления актов самоповреждения.
Интересные данные были получены по результатам опроса подростков, с которыми планировалось проводить мероприятия:
Подросткам предлагалось ответить на два основных вопроса: как я отношусь к участию в программе? Как я отношусь к специалисту, который ее проводит? Высказывания подростков были классифицированы по трем основным критериям: негативное отношение, тревожное, нейтральное и позитивное отношение.
Позитивное отношение подростков в начале программы высказывало всего 38,8% подростков. Значительный процент подростков относились к участию в превентивных мероприятиях с тревогой (34,7%), нейтрально (13,8%) или негативно (8,3%) Примеры тревожных высказываний содержали такие оценки: боюсь, что родителям станет известно то, о чем я рассказываю, не хочу, чтобы знали другие ребята (будут считать меня «психом»); не хочу рассказывать о том, что является мои личным; страх, что отправят в «психушку».
К нейтральным высказываниям относились такие как: мне без разницы, скорее возможность прогулять уроки; не знаю, как мне это может помочь. Негативное отношение выражали следующие формулировки: я не хочу участвовать, это все трата времени; мне все равно ничем не поможет; не надо мне ни в чем помогать, нечем мне ваша психология не поможет.
По завершению программы будет проведен аналогичный опрос для оценки динамики изменений оценки подростками проведенной программы.
В ходе внедрения программы на основе индивидуальной работы с подростками и результатов первичного скринига специалистами была разработана и предложена подросткам к апробации специальная проективная методика для оценки аутоагрессивных проявлений. Примеры описаний подростками отдельных картинок соответствуют их личной ситуации и переживаниям.