Арт-терапия и ее адаптивное значение
Арт-терапия — лечебно-развивающий метод, направленный на гармонизацию психоэмоционального состояния человека и развитие коммуникативных способностей, основанный на различных видах творчества. В настоящее время арт-терапия становится неотъемлемым компонентом в социальной реабилитации детей и взрослых людей с психическими особенностями и особенностями развития. Ценность метода обусловлена способностью человека через творчество передавать в открытую внешнюю среду свое мироощущение и оттенки душевного состояния, а также получать обратную эмоциональную связь от процесса и результата работы. К отдельным методикам арт-терапии относят изотерапию (изобразительное творчество), лепку (глина, пластилин), песочную, музыкальную терапию, танце-двигательную и театральную терапию, игровую терапию, сказкотерапию и другие.
В процессе творчества в групповых арт-терапевтических занятиях ярко проявляется социализирующая, коммуникативная направленность. Это особенно важно для людей с ментальными особенностями, которые вынужденно находятся в большей или меньшей социальной изоляции. Развитию коммуникативных навыков способствуют действия арт-терапевта, который обладает не только различными техническими, ремесленными навыками, но и компетенциями группового психотерапевта. Выполняя задание, участники группы учатся взаимодействию, проявляют те или иные эмоции, обмениваются мнениями, обсуждают между собой и с терапевтом свои трудности и успехи. Личные достижения и возможность участия в выставках работ, показательных творческих выступлениях повышают самооценку участников арт-терапевтических групп, мотивируют их к дальнейшей творческой и трудовой деятельности, способствуют адаптации в обществе.
Осваивая новые навыки и вовлекаясь в творческую деятельность, некоторые участники арт-терапевтических занятий открывают в себе значительный творческий потенциал и продолжают развивать свои способности в дальнейшей жизни. Во многом такому развитию событий способствует открытие арт-терапевтических центров и клубов вне стационарных психиатрических и социальных учреждений, в том числе на базе некоммерческих организаций. В наши дни многие художественные музеи, арт-пространства и другие культурные центры предлагают специальные адаптированные арт-терапевтические познавательные программы и мастер-классы для людей с психическими особенностями.
Благодаря развитию арт-терапии и возникшему интересу исследователей-искусствоведов к художникам-непрофессионалам и художникам с психиатрическим опытом, к настоящему времени сформировалось отдельное направление современного искусства получившее название art brut или outsider art. Новая ниша коллекционирования постепенно заинтересовала не только ценителей высокого искусства, но и широкую публику. На сегодняшний день работы художников-аутсайдеров участвуют в международных выставочных проектах, представлены в галереях по всему миру. Зрителя привлекает нестандартный, непривычный взгляд на вещи и главенствующее стремление передать идею, непосредственное чувство без строгой доминанты академических законов живописи.
В ряде случаев творческие и арт-терапевтические мастерские становятся площадками трудовой занятости для особых мастеров. Реализация декоративно-прикладной продукции, созданной в таких мастерских, дает возможность людям с инвалидностью получить дополнительную финансовую помощь. Методы арт-терапии продолжают развиваться, представляя собой открытый познавательный процесс. Помимо эмпирического совершенствования техник арт-терапии в настоящее время ведутся научные исследования по оценке ее эффективности и стандартизации оказываемой помощи. В целом арт-терапия позволяет человеку развить творческие способности, уравновесить свой внутренний мир и эмоциональные переживания, улучшить контакт с окружающими и адаптацию в обществе, повысить самооценку и чувство собственной социальной значимости.