#РОДИТЕЛЯМ. Последствия домогательств и сексуального насилия над детьми.

Детство — прекрасная пора, если никто не успел осквернить этот жизненный этап ребенка. Герой нашего видео, священник Павел Островский, без тени смущения поделился с нами ужасающими подробностями своего юношества — он рассказал нам об эпизодах домогательств, которые с ним случались. Павлу удалось сохранить хладнокровие в каждом из этих эпизодов, что позволило не свершиться сексуальному насилию. Но, увы, так бывает не всегда.

Сегодня мы уделим внимание последствиям домогательств и сексуального насилия над детьми. Конечно, такие травматичные события оставляют довольно глубокий шрам, влияя и на взрослый возраст, — в этой же публикации мы затронем те последствия, которые не заставляют себя ждать.


Стоит отметить, что в каждой конкретной ситуации набор таких реакций будет отличаться. Кто-то, как Павел, может перенести ситуации домогательства с минимальной травматизацией, и в таком случае описанные далее последствия могут не проявиться. Кого-то такая ситуация может травмировать до глубины души, но это не значит, что обязательно проявятся все симптомы. Наша психика — очень сложный механизм, который, увы, не всегда работает «по методичке».

1. Тревожность. Одна из общих реакций, которая возникает у детей, переживших насилие, — это повышенный уровень тревожности и возникновение ранее не проявляющихся страхов. Характер тревоги и страхов будет различаться в разных случаях, зачастую это нежелание оставаться в одиночестве, страх оставаться одному в темных помещениях, страх перед чем-то новым. Другая крайность — избегание взрослых людей, родителей, тех, кто потенциально может травмировать.

2. Нарушения сна. Сюда относится широкий пул нарушений — это бессонница, беспокойный сон с постоянными пробуждениями, ночные кошмары. Регулярно повторяющиеся кошмары могут привести к тому, что ребенок будет бояться ложиться спать и будет стараться всячески отсрочить момент отхода ко сну. В отдельных случаях дети могут столкнуться с энурезом.

3. Недоверие. Любое насилие — физическое, эмоциональное, сексуальное, может способствовать тому, что у ребенка не будет сформировано так называемое «базовое доверие к миру». Дети, имеющие травматичный опыт, стараются не выстраивать близких отношений с окружающими, они будут насторожено относиться к новому опыту, к возможностям, которые им подкидывает мир. Все это связано с тем, что мир воспринимается ими как опасное место. Ситуация может быть еще страшнее, если агрессором был кто-то из близких родственников ребенка — в таком случае в голове маленького человека рождаются мысли, что даже самым близким доверять невозможно, что они могут причинить вред в любой момент, что любовь не способна привести ни к чему хорошему.

4. Депрессия и суицидальное поведение. Увы, но далеко не всегда, испытав на себе опыт насилия, дети обращаются за помощью к родителям или другим взрослым, которым доверяют. Чаще всего они стараются скрыть случившееся, оставаясь наедине со своей болью. Такое поведение только усугубляет эмоциональное состояние, что способно довести до клинической депрессии. В таком случае тяжело дается даже подъем с кровати, ребенок перестает испытывать какие-либо приятные ощущения, теряется возможность получать удовольствие даже от тех занятий, от которых раньше его было не оторвать. Нарушается режим сна, гигиены, начинаются проблемы с приемами пищи, колебания веса. Порой такое состояние подталкивает ребенка к суицидальным мыслям и действиям, так как возникают мысли, что дальше нет смысла жить.

5. Импульсивное поведение и агрессия. Реакции на травматичные ситуации у всех разнятся — и для кого-то такой реакцией становится агрессия в адрес окружающих. Таким образом психика как бы защищается — заранее нападая на других, выставляя жесткие границы. Ребенок доказывает сам себе, что он сильный, что может постоять за себя, даже если ситуация этого не требует. Все это может вылиться в драчливость, задиристость и агрессивность в стенах школы.

6. Низкая самооценка. В подобных ситуациях дети порой начинают себя чувствовать «грязными» и «испорченными» — это связано с возникающим чувством вины и стыда из-за случившегося. Возникает ощущение собственной недостойности и непривлекательности, что способствует замыканию ребенка в самом себе, в нежелании заводить друзей.

7. Потеря интереса к школе. Сниженная самооценка, ощущение собственной никчемности, мысли о том, что жизнь не имеет смысла после случившегося — все это приводит в снижению мотивации учиться. Возникает сильное чувство неуверенности в собственных способностях, малейшие неудачи только укрепляют эту мысль, что ведет к постоянному ожиданию провала, желанию сделаться незаметным, чтобы больше никогда не вызывали к доске.

Да, возможно, что все это выглядит достаточно размыто, и не только опыт домогательств и сексуального насилия может привести к подобным последствиям. Самое главное — это внимание к ребенку, к малейшим колебаниям его состояния, а также доверительный контакт. Вот он, залог успеха.
В следующей публикации мы разберем более специфические реакции на сексуальное насилие. Оставайтесь вМесте с нами.

Дарья Ведмицкая, психолог вМесте.

Похожие статьи

6 Апрель 2021

IV Всероссийская онлайн межвузовская научно-практическая конференция с международным участием «Психическое здоровье: современные тенденции и перспективы»

2 Ноябрь 2023

Мэтью Перри – «Друзья, любимые и одна большая ужасная вещь»

Сам о себе он говорил так: «Я - неудобный ребенок», «Меня всю жизнь привлекали недоступные женщины», «Я был несуществующей частью...

13 Июль 2017

Объявляется Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание»

  Союз охраны психического здоровья объявляет Конкурс на звание социально-ответственного предприятия в сфере охраны психического здоровья «Признание». К участию в...

8 Ноябрь 2023

Арт Брют от Натальи Щербаковой

5 августа 2023 года в 14.00 в галерее на Чехова, 33 в Анапе открылась выставка "Арт Брют от Натальи Щербаковой"....

15 Июнь 2017

Всероссийская научно-практическая конференция «Столетие комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. Проблемы и перспективы».

9 Апрель 2020

Проект «вМесте» для подростков, учителей и родителей в условиях COVID-19

  Все мы сейчас находимся в новой для нас ситуации пандемии и вынужденной изоляции, что не может не вызывать тревоги...

9 Июнь 2020

Редактирование генома эмбриона человека: за и против

Лекция профессора, заведующего кафедрой медицинского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Александра Мохова

20 Сентябрь 2017

Новости проекта «Ты нужен здесь!»

Мобильная группа специалистов по тренингам проекта профилактики подростковых нехимических зависимостей в городской среде «Ты нужен здесь!» Саратовской государственной юридической академии...

7 Ноябрь 2022

Горячая линия Курского государственного университета по оказанию психологической помощи студенческой молодежи

Октябрь - месяц охраны психического здоровья

10 Январь 2018

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНГРЕСС ВПА «ИННОВАЦИИ В ПСИХИАТРИИ: ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕРЫ ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВА», 25-28 ФЕВРАЛЯ 2018

Тематический Конгресс Всемирной психиатрической ассоциации «Инновации в психиатрии: эффективные меры для здравоохранения и общества» состоится в Мельбурне (Австралия) в период с 25 по...