Всемирный день охраны психического здоровья: Резолюция участников V Фестиваля реабилитационных программ “Другие?”

Введение
Современные парадигмы и концепции обусловили появление новых подходов к психосоциальному лечению и психосоциальной реабилитации, направленных на восстановление когнитивных, мотивационных, эмоциональных ресурсов личности, повышение социальной компетентности индивида за счет развития утраченных в результате болезни навыков, умений взаимодействовать, решать проблемы, что обеспечивает его интеграцию в социум.
Проведенный анализ достижений и проблем в сфере психосоциальной реабилитации послужил основанием к проведению научного исследования по разработке методического инструментария и критериев для оценки эффективности психосоциальной реабилитации, которое в настоящее время выполняется представителями научной, практической и общественной психиатрии при поддержке Союза охраны психического здоровья.
Первый этап исследования, в рамках которого проводился социологический опрос специалистов психиатрических учреждений/подразделений и НКО о характере и особенностях реабилитационного процесса, используемых принципах оценки эффективности психосоциального лечения (мишени, критерии и инструменты для оценки эффективности психосоциальной реабилитации), имеющихся проблемах и проч., получены в Приволжском федеральном округе. Уже на этом этапе, на примере психиатрических учреждений  и НКО Приволжского федерального округа, выявлен ряд системных и частных проблем, возникающих при проведении психосоциального лечения и психосоциальной реабилитации, осуществлен их подробный анализ, что позволило сформулировать предложения по  совершенствованию реабилитационной работы, а также созданию системы оценки ее эффективности.
 
Проблемы психосоциальной реабилитации и оценки ее эффективности на примере Приволжского федерального округа
 
– Более низкая (на 8-10%) по сравнению с РФ в целом обеспеченность кадрами врачей-психиатров. Установлено снижение в ПФО обеспеченности психиатрами на 2,6% в 2018 г. по сравнению с 2017 г. Положение с обеспеченностью кадрами психиатров ухудшается и в РФ (0,83  врачей-психиатров на 10 тыс. населения в 2017 г., 0,82 на 10 тыс. в 2018 г.), но в  Приволжском федеральном округе ухудшение происходит быстрее (0,76 психиатров  на 10 тыс. населения ПФО в 2017 г. и 0,74 на 10 тыс. населения в 2018 г.).
– Низкая, как и в РФ в целом, обеспеченность кадрами врачей-психотерапевтов (в 2018 г. в РФ – 0,16 на 10 тыс. населения, в ПФО – 0,17 на 10 тыс. населения с колебаниями  от 0,03 до 0,3 на 10 тыс. населения в зависимости от территории округа; наблюдается снижение обеспеченности психотерапевтами  на половине территорий ПФО), а также кадрами специалистов с немедицинским образованием – психологами (в 2018 г. в РФ – 0,28 на 10 тыс. населения, в ПФО – 0,26 на 10 тыс. населения с колебаниями  от 0,11 до 0,37 на 10 тыс. населения в зависимости от территории округа), специалистами по социальной работе (в 2018 г. в РФ – 0,06 на 10 тыс. населения, в ПФО – 0,06 на 10 тыс. населения с колебаниями  от 0,02 до 0,21 на 10 тыс. населения), социальными работниками (в 2018 г. в РФ – 0,11 на 10 тыс. населения, в ПФО – 0,09 на 10 тыс. населения с колебаниями  от 0,02 до 0,2 на 10 тыс. населения)).  Коэффициент совместительства высокий (по врачам-психиатрам достигает 1,6, по психотерапевтам 2,0 и более). 
– Еще в недостаточном объеме внедрены стационарозамещающие технологии (дневные и ночные стационары), а также отделения интенсивного оказания психиатрической помощи в амбулаторных условиях, амбулаторные медико-реабилитационные отделения, отделения медико-психосоциальной работы в амбулаторных  условиях, медико-реабилитационные отделения для формирования навыков самостоятельного проживания у лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи (общежития),  призванные оказывать медико-реабилитационную помощь во внебольничных условиях. Люди, страдающие психическими расстройствами и обращающиеся за психиатрической помощью в ПНД, фактически сталкиваются с дефицитом, прежде всего, психологических и психосоциальных методов лечения и коррекции имеющихся у них психических нарушений и ассоциированных с ними проблем психического здоровья.
-Дефицит психосоциальных реабилитационных воздействий в структуре психиатрической помощи объясняется и недостаточным финансированием данного раздела, о чем высказывались при социологическом опросе специалисты психиатрических учреждений. Использование методов реабилитации требует как существенного улучшения оснащенности подразделений, так и расходов на обучение специалистов. Профессионалы в сфере психического здоровья поднимают вопросы необходимости повышения их квалификации по вопросам психосоциальной реабилитации и психосоциального лечения.
-Актуальной проблемой остается недостаточное использование психиатрическими службами ресурсов сообщества, существующего потенциала НКО, а также добровольных объединений пользователей психиатрической помощи, членов их семей и волонтеров. В ПФО действуют более 170 НКО. При этом деятельность значительной части НКО осуществляется при отсутствии взаимодействия с системой психиатрической помощи, осуществляемой учреждениями здравоохранения, где отмечается дефицит доверия специалистов к НКО, зачастую являющихся неспециалистами в сфере психического здоровья, и наоборот.
– Затрудняет работу НКО и их развитие несовершенство нормативно-правовых документов, регламентирующих формы взаимодействия НКО и органов государственной власти/местного самоуправления в части реализации совместных мероприятий, дефицит экономических и институциональных форм поддержки со стороны государства, а также отсутствие взаимодействия со СМИ.В итоге, потенциал НКО, который может быть использован для решения проблем по социализации людей с психическими особенностями, в настоящее время имеет крайне ограниченный характер применения.  
– Имеются и другие проблемы, связанные с несовершенством законодательства и затрудняющие развитие НКО, в частности, реестр Минюста неприменим для анализа конкретных направлений деятельности НКО, финансового состояния, числа работников, определения доли реально действующих НКО; регистрация и поддержание статуса НКО сложнее, чем регистрация и поддержание статуса предпринимателя. В отношении НКО применяются те же требования по налоговым отчислениям, что и к коммерческому сектору; не работает Закон о социальной рекламе, нет ни четких механизмов и критериев, ни финансирования на его исполнение.Отсутствуют четкие механизмы предоставления льгот и особого налогового режима для социально-ориентированных НКО – исполнителей общественно полезных услуг. Отмечается неравенство конкурентных условий на рынке социальных услуг для НКО по сравнению с организациями малого и среднего бизнеса. Малым НКО, которые оказывают небольшой набор услуг, не удается войти в число поставщиков социальных услуг: органы власти ориентируются на поставщиков, которые оказывают комплексные услуги. Отсутствует методика тарифицирования новых, в том числе инновационных услуг НКО в отраслях социальной сферы.  Компенсации за сделанную работу не покрывают даже минимальные расходы НКО. Вместе с тем, без участия общества, включая НКО, добровольных объединений пользователей психиатрической помощи и их родственников, волонтерских объединений, полноценное осуществление необходимого спектра реабилитационных услуг для людей, страдающих психическими расстройствами или имеющих особенности психического развития, не представляется возможным.
– В ПФО свою деятельность осуществляет 113 интернатов для людей с особенностями психического здоровья.  В системе социальной защиты в нашей стране также происходит реформирование существующей системы ПНИ, инициированное некоммерческими организациями. И в этих учреждениях  развиваются процессы, ориентированные на переход к комплексной оценке индивидуальных возможностей и потребностей человека, включая состояние его физического и психического здоровья, возможности получения определенных знаний и навыков, помогающих ему жить в обществе.  
– По данным Министерства труда и социальной защиты РФ больше трети, проживающих сегодня в ПНИ – воспитанники специализированных детских домов-интернатов, которых не готовили к самостоятельной жизни, 20% до этого жили в семьях, почти 40% были направлены в ПНИ из психиатрических клиник. 70% из них могут быть социализированы и, при условии грамотного сопровождения, жить в обществе. Однако социальные услуги на дому, включая социальное обслуживание в дневное время, те или иные формы полустационарной помощи, сопровождаемое проживание, тренировочные квартиры, комплексная психосоциальная реабилитация таким гражданам мало развиты. Варианты и объем гарантированных услуг на дому не отвечают реальным потребностям гражданина, а у поставщиков социальных услуг отсутствуют специалисты, имеющие подготовку и навыки работы с такой категорией граждан.
 
Предложения по решению проблем психосоциальной реабилитации, абилитации и социализации людей с психическими расстройствами и особенностями психического развития в России
На основе представленного выше краткого анализа наиболее острых проблем психосоциальной реабилитации в России, а также по результатам социологического опроса в Приволжском федеральном округе, в целях улучшения качества здоровья и жизни людей с психическими особенностями, участники V Фестиваля реабилитационных программ «Другие?» предлагают:
Направление 1: Развитие услуг в сфере психосоциальной реабилитации в системе здравоохранения
– Совершенствовать систему единого лечебно-реабилитационного процесса в условиях стационарной и амбулаторной психиатрической помощи на основе внесения изменений (Приказ Минздравсоцразвития России от 17 мая 2012 г. N 566н “Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения”, Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. N 1705н “О Порядке организации медицинской реабилитации”) и/или подготовки нормативно-правовых документов, регламентирующих единый протокол лечебных и реабилитационных мероприятий с учетом дифференцированного назначения психосоциальной терапии, стандартов оказания услуг по психосоциальной реабилитации и механизмов оценки их результативности и эффективности, стандартов оснащения медико-реабилитационной деятельности для формирования навыков самостоятельного проживания, расчета подушевых нормативов финансирования услуг в сфере психосоциальной реабилитации; форм взаимодействия с НКО, общественными объединениями пользователей психиатрической помощи и их родственников, волонтерами.
-Подготовить в качестве обязательного документа единую  карту психосоциальной реабилитации лиц с психическими расстройствами и лиц с особенностями психического развития, включающую в себя обязательную ежегодную объективную и субъективную оценку качества жизни и социального функционирования индивида и ее использования учреждениями системы социальной защиты, иными поставщиками услуг в сфере психосоциальной реабилитации для обеспечения преемственности учреждений на протяжении всего жизненного цикла индивида.
-Формировать систему постдипломной подготовки специалистов в области психиатрии, медицинской психологии и смежных специальностей по вопросам психосоциальной реабилитации людей, страдающих психическими расстройствами, в соответствии с современными отечественными и зарубежными стандартами; знакомить специалистов региональных психиатрических служб с новыми подходами к терапии психических расстройств, современными методиками и технологиями реабилитационной работы; обеспечить доступность обучения для специалистов по вопросам психосоциального лечения и психосоциальной реабилитации;
– Развивать мультидисциплинарный подход и формировать систему подготовки сотрудников службы занятости и социальных работников в сфере психосоциальной реабилитации под патронатом Министерства здравоохранения РФ.
-В соответствии со ст. 16 Закона «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», которая на государственном уровне гарантирует социально-бытовую помощь и содействие в трудоустройстве лиц, страдающих психическими расстройствами, восстановить систему специальных производственных мастерских для инвалидов по психическому заболеванию на основе формирования форм государственно-частного партнерства и социального предпринимательства с последующим трудоустройством на рынке труда, а также развивать систему трудовых предприятий с поэтапным освоением трудовых навыков и последующим выходом лиц с нарушениями психического здоровья на открытый рынок труда.
-Развивать инфраструктуру амбулаторных и иных государственных и негосударственных стационарозамещающих форм психосоциальной реабилитации (психиатрическая помощь с опорой на сообщество) для людей, страдающих психическими расстройствами, и людей с особенностями психического развития.
-В рамках Федерального закона № 442 РФ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” от 28.12.2013 внести в перечень социальных услуг услуги арт-терапевтов, а также ввести в список профессий профессию арт-терапевта (включая специализации – музыкальная терапия, танцевально-двигательная терапия, драматерапия, режиссура инклюзивного театра, декоративно-прикладное искусство и народные промыслы).
-Обеспечить развитие комплексной инфраструктуры ранней медико-психосоциальной реабилитационно-педагогической помощи семьям, имеющим детей с ментальной инвалидностью, включая возможность использования домов ребёнка в качестве «реабилитационных центров с домом ребёнка».
Разработать стандарты и условия по созданию безбарьерной среды в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 363 от 29.03.2019 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» для людей с инвалидностью вследствие психических заболеваний, особенно в отношении детей, страдающих расстройствами аутистического спектра.
– Разработать методический инструментарий и критерии для оценки эффективности психосоциальной реабилитации на основе системно-ориентированного подхода; сформировать частные критерии и интегральный показатель эффективности психосоциальной реабилитации с учетом социально-демографических и клинико-эпидемиологических характеристик пациентов и их родственников, объективных и субъективных показателей оценки эффективности психосоциальной реабилитации; разработать методические рекомендации по применению полученных результатов для оценки эффективности психосоциальной реабилитации на институциональном (учрежденческом) уровне и в НКО.
 
Направление 2: Развитие услуг в сфере психосоциальной реабилитации в системе социальной защиты
-Разработать и утвердить государственную программу реформирования системы социального обслуживания граждан с психическими расстройствами и сочетанными нарушениями психического и физического здоровья, предусмотрев меры по созданию правовых, организационных и финансовых условий для обеспечения реализации положений статьи 19 Конвенции ООН о правах инвалидов, а именно:
  • обеспечить каждому гражданину, полностью или частично не способному осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, удовлетворять основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы или наличия инвалидности, и, прежде всего, имеющих психоневрологические нарушения, возможность получать достаточные социальные услуги при его проживании дома.
  • иметь условия проживания в психоневрологическом интернате, не нарушающие его права и свободы, не ущемляющие его достоинства, основанные на требованиях Конвенции ООН о правах инвалидов и национального законодательства, а также иметь доступные для него возможности защиты своих прав и законных интересов;
  • обеспечить возможность выбора альтернативной формы жизнеустройства, а именно -проживание в малой группе других нуждающихся граждан в обычном жилье в обычном районе обычного населенного пункта, организуемом государством или гражданским обществом;
  • обеспечить развитие и внедрение различных технологий сопровождаемого проживания инвалидов, включая этап учебного (тренировочного) проживания инвалидов.
– Создать правовые условия для функционирования свободной от конфликта интересов системы правовой защиты лиц с психическими нарушениями, максимального сохранения для них возможности реализовывать свою правоспособность, свободного выбора ими формы своего жизнеустройства, в том числе, вне психоневрологического интерната, а именно:
  • ратифицировать проект федерального закона № 879343-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения гарантий реализации прав и свобод недееспособных и не полностью дееспособных граждан», предусматривающий возможность назначения опекунов или попечителей лицам, проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, в том числе в психоневрологических интернатах, признанным недееспособными или ограниченно дееспособными, вместо исполнения функций опекунов и попечителей администрациями таких организаций, а также возможность выписки из психоневрологического интерната любых граждан при определении им достаточных мер поддержки в обычной социальной среде;
  • разработать критерии оценки психического состояния гражданина судебно-психиатрической экспертизой при решении вопроса о признании его ограниченно дееспособным.
– Создать современную комплексную инфраструктуру для реализации программ в области психосоциальной реабилитации на базе специализированных учреждений системы социальной защиты на всем протяжении жизненного цикла человека, страдающего психическими расстройствами и с особенностями психического развития, а также формировать сеть специализированных реабилитационных центров.
– Формировать систему подготовки сотрудников службы занятости и социальных работников в сфере психосоциальной реабилитации при взаимодействии с Министерством здравоохранения РФ.
Разработать и внедрить систему подготовки (повышения квалификации и/или тематические усовершенствования) сотрудников службы занятости и социальных работников в сфере психосоциальной реабилитации при взаимодействии с Министерством здравоохранения РФ.
Направление 3. Развитие рынка негосударственных услуг в сфере психосоциальной реабилитации в системе психиатрической помощи и социальной защиты населения
– На регулярной основе проводить исследование и мониторинг реализации инновационных социальных проектов в области психосоциальной реабилитации для людей, страдающих психическими расстройствами, и с особенностями психического развития, с целью распространения успешного опыта НКО в субъектах Российской Федерации в рамках ежегодного проекта «Фестиваль реабилитационных программ для людей с психическими особенностями «Другие?».
– Создать интернет-портал, консолидирующий информацию в сфере охраны психического здоровья, включая данные о субъектах,
 оказывающих соответствующую помощь в нашей стране, с оценкой качества их деятельности и эффективности, оказанием консультационной поддержки населения в режиме онлайн для повышения уровня осведомленности граждан в соответствующей сфере, а также для оказания помощи органам государственной власти и заинтересованным юридическим лицам более эффективно осуществлять ее координацию. 
– Внести изменения в Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» в части создания механизма взаимодействия учреждений здравоохранения и социальной защиты с социально ориентированными некоммерческими организациями в сфере психосоциальной реабилитации.
– Внести изменения в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части формирования в субъектах Российской Федерации инфраструктуры поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере психосоциальной реабилитации лиц с ментальной инвалидностью.
– Внести дополнения в Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 «О реестре некоммерческих организаций –исполнителей общественно полезных услуг» в части разработки единого стандарта, определяющего общий порядок выдачи заключения о соответствии качества и эффективности оказываемых некоммерческой организацией услуг в сфере психосоциальной реабилитации;
– Рекомендовать исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации разработать государственные программы, предусматривающие условия и порядок предоставления субсидий некоммерческим организациям, реализующим деятельность в сфере психосоциальной реабилитации для людей с ментальной инвалидностью.
– Государственным, муниципальным, некоммерческим организациям активно стимулировать и поддерживать инициативы со стороны потребителей психиатрической помощи, их родственников и опекунов и оказывать им всяческую поддержку при назначении и проведении любых реабилитационных мероприятий, обеспечивая непосредственный взаимный доступ между ними и организациями, оказывающими реабилитационные услуги, на протяжении всего жизненного цикла человека.
– Подготовить специализированные программы обучения для лиц, не имеющих специальных знаний (неспециалистов в сфере психического здоровья), но оказывающих услуги в сфере психосоциальной реабилитации для людей с ментальной инвалидностью, включая волонтеров.
– Развивать общероссийское движение «волонтеры в психиатрии», направленное на дестигматизацию людей с психическими особенностями и специалистов, работающих в этой сфере.
– Способствовать повышению информированности населения о психических расстройствах, людях с психическими особенностями через подготовку журналистов и привлечение СМИ к работе в сфере охраны психического здоровья, продвижение ценностей психического здоровья.

Related posts

3 September 2019

FILM COMPETITION Docu-MENTAL

The Union for Mental Health of Russia in cooperation with on-line platform PILIGRIM and CoolConnections have launched the III Film...

19 November 2019

THE RUSSIAN ORGANIZING COMMITTEE OF THE III CONGRESS ON MENTAL HEALTH: MEETING THE NEEDS OF THE XXI CENTURY

On November 19, the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation held a regular meeting of the...

6 April 2021

IV All-Russian Interuniversity Scientific Conference “Mental Health: Modern Trends & Prospects”

The Union for Mental Health in cooperation with the Stavropol State Medical University of the Ministry of Health of the...

25 May 2016

Prof. Jan Burns, Head of Eligibility for the International Federation for Para-athletes with Intellectual Disabilities (INAS), will be one of the key speakers

  Prof. Jan Burns, Head of Eligibility for the International Federation for Para-athletes with Intellectual Disabilities (INAS), Professor of Clinical...

29 April 2016

Dr. Raymond Chan, Distinguished Professor, Institute of Psychology, Chinese Academy of Sciences, will be one of the key speakers

Dr. Raymond Chan, a Distinguished Professor of Neuropsychology and Applied Cognitive Neuroscience at the Institute of Psychology of the Chinese...

28 April 2016

Serbian Union of Associations for Psychotherapy (SUAP) has become a partner of the Congress on Mental Health

Serbian Union of Associations for Psychotherapy (SUAP) has become a partner of the Congress on Mental Health: Meeting the Needs...

17 November 2015

The opening meeting of the Expert board in the preparation of the World Congress on Mental Health: Meeting the Needs of the 21st Century

The Union for Mental Health held the opening meeting  of the Expert board as part of preparation for the World...

15 May 2020

Prevention of Behavioral Disorders: the Family Aspect

On 12th March the Russian conference "Prevention of behavioral disorders: the Family Aspect" was held in Moscow. The Conference resulted...

30 March 2020

The Ministry of Education of Russia Considers It Important to Strengthen Psychological and Pedagogical Support for Schoolchildren, Teachers and Parents

The Ministry of Education of the Russian Federation has sent Recommendations to strengthen psychological and pedagogical support for schoolchildren, teachers...

23 June 2021

Natalia Treushnikova's Interview for “Kommersant”

Natalya Treushnikova, President of the Union for Mental Health, told the “Kommersant” special correspondent Olga Allenova what has changed in...