Новости

Конкурс «Здоровое поколение». Уроки предков

Автор: Наталья Некипелова, руководитель проекта «Уроки предков» Таймырского дома народного творчества, победитель Конкурса «Здоровое поколение».

 

Сегодня познакомим вас с культурой долганского народа. Представляем вам еще одну участницу проекта «Уроки предков»Кудрякову Нину Семеновну. Она родилась в поселке Сындасско Хатангского района – это самый край Карского моря! Нина Семеновна имеет диплом по специальности «Учитель долганского языка, учитель русского языка и литературы». Сейчас на пенсии, но активно принимает участие в жизни своего малого народа. Работала учителем, корреспондентом-переводчиком долганского языка в газете «Таймыр», старшим редактором национальной редакции, шеф-редактором Таймырского радио. Была одним из переводчиков Библии на долганский язык.

 

 

Специально для участников проекта Нина Семеновна провела обряд одевания невесты совместно со студентами Таймырского колледжа.

 

 

Вот несколько заповедей подготовки невесты к свадьбе: «У долган был такой обычай: молодой человек засылал женщину – «хорумду» и просил ее передать свое колечко. Если девушка симпатизировала молодому человеку, она исполняла его просьбу, но иногда говорила «хорумду»: «Если он действительно имеет на меня мысль, пусть сам выпрашивает». Тогда молодой человек был вынужден выпрашивать у девушки подарок. При этом, отдавая кольцо, девушка говорила ему: «Пусть он в такое-то время уплатит».

 

Наряд долганской невесты частично связан с образом одежды дочери Айыы. В долганских эпосах и сказаниях описываются браки между верхними божествами и людьми.  Дети от этих браков становятся стражами среднего мира и прародителями древних родов долган. Таким образом, появление человека связано с божественным благопожеланием Айыы – тойоном. Металлические украшения символизируют свет и блеск небесного светила и напоминают о непрерывной связи между верхним и средним миром.

По поверьям долган, когда жених и невеста прибывали на новое место, они одаривали духа Аан-Дойду и просили его разрешения: охотник – патроном, дети – пуговицами или копейками. Женщины оставляли серьги или завязывали на дерево веревку с разноцветными кусочками ткани «дьэлбэргээ».

 


 

 

 

« предыдущая новость

следующая новость »