Новости

Сегодня День защиты детей

Из высказывания подростка: "Жизнь, которую вы считали скучной, — это та жизнь, к которой вы надеетесь вернуться прямо сейчас.”[i]
 
Сегодня День защиты детей. В этот день всем нам напоминают о необходимости соблюдения прав ребёнка.
В этом году, когда наши дети находятся в новой для всех ситуации пандемии и вынужденной изоляции, это напоминание приобретает особую актуальность. “Мы находимся в эпицентре исторического события, которое изменит многие аспекты нашего мира. Это будет иметь серьезные последствия для мировой экономики, геополитики и наших обществ. Очевидно, что эти глобальные последствия и риски в значительной степени взаимозависимы и изменяют нынешний и будущий глобальный ландшафт рисков”, - из доклада Всемирного экономического форума (ВЭФ) «COVID-19 Risks Outlook». Экономический кризис и связанные с ним рост безработицы и бедности среди родителей, безусловно, имеют негативные социальные и психологические последствия для детей, создают значительные проблемы в области образования и занятости.
По данным ВЭФ, занятость молодежи в развитых странах лишь недавно вернулась к уровню финансового кризиса, существовавшему до 2008 года. В развивающихся странах безработица среди молодежи неуклонно растет. В настоящее время 80% учащихся в мире - более 1,6 миллиарда молодых людей - не посещают школу. Многие учащиеся из социально незащищенных семей не имеют необходимых технических средств для доступа к онлайн-курсам или сталкиваются с трудностями при работе на дому. Последствия такого неравенства в сфере образования, поставят их в невыгодное положение на рынках труда в будущем[ii].
Проблемой является также длительная изоляция, отсутствие возможности перемены обстановки, общения со сверстниками, что приводит к нарушению социализации. Находясь дома, дети подвержены повышенному риску возникновения тревоги и страха, что негативно влияет на их психическое здоровье и благополучие[iii]. В этих условиях возрастает потребность в организации системы подготовки медицинских и немедицинских специалистов, а также родителей, которые смогут обеспечить комплексный подход к решению проблем в сфере охраны психического здоровья детей и подростков.
По мнению отечественных исследователей, в России до пандемии отмечалась стойкая тенденция к росту психических расстройств, впервые возникающих в детско-подростковом возрасте [Демчева Н.К. с соавт., 2020]. По официальным данным Департамента мониторинга, анализа и стратегического развития здравоохранения Минздрава России [2019], заболеваемость психическими и поведенческими расстройствами у детей в возрасте от 0 до 14 лет составляла 2717,8 на 100 тыс. населения, а у подростков в возрасте 15-17 лет –5551,9 на 100 тыс. населения. Согласно выступлению экс-замминистра труда и социальной защиты Г.Г. Лекарева на Координационном совете уполномоченных по правам человека (2018 г., Ялта), число детей-инвалидов составляло 166 тыс., где инвалидность по причине психических заболеваний преобладала. Диспансеризация детей-сирот также показала высокий уровень выявления психических расстройств (от 18 до 26%), по сравнению с соматической патологией во всех регионах России [Положий Б.С. с соавт., 2016]. По мнению главного психиатра РФ З.И. Кекелидзе, около 70% школьников в России имели те или иные психические расстройства и аномалии развития.
При этом, отмечается неукомплектованность медицинских учреждений детскими психиатрами. По данным официальной статистики, общая численность детских психиатров (0-14 лет), а также участковых детских психиатров за 2017-2018 гг. снизилась, соответственно, с 1394 до 1370 и с 743 до 724. В 2018 г. количество подростковых психиатров составило 115 человек, из них участковых подростковых психиатров – 70 человек, что составляет 0,28 на 10 тыс. подросткового населения. В 28 субъектах РФ подростковых психиатров нет вообще. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова отметила, что при оказании психиатрической помощи детям и подросткам в большинстве случаев не учитывается специфика этого возраста, связанная с дефицитом кадров по данному профилю, в связи с чем высказалась за усиление внимания к решению задачи подготовки кадров в области детской психиатрии (Всероссийская конференция «Будущее детей с особенностями психического развития», 28-29 ноября 2019 г.).
Недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами детско-подростковой психиатрической службы объясняется, в том числе и тем, что в 1995 году «детская психиатрия» была исключена из номенклатуры медицинских специальностей. В связи с этим, на этапе дипломного образования не осуществляется надлежащая подготовка будущих специалистов, отсутствует профессиональный стандарт по специальности «врач-психиатр детский». По данным официального сайта Минздрава России, из 3 специализированных учреждений науки (ФГБУ) и 51 учреждения высшего профессионального образования (ФГБОУ ВПО) только в 18 имеются те или иные образовательные предложения по тематике детской психиатрии, в основном, на основе дополнительного постдипломного профессионального образования. Отсутствие соответствующей номенклатурной специальности и обязательной системы подготовки и повышения квалификации детских и подростковых психиатров приводит к лечебно-диагностическим ошибкам и неэффективности системы охраны психического здоровья в целом.
Существует также необходимость в повышении квалификации специалистов первичного медицинского звена по вопросам психического здоровья детей и подростков. В первую очередь это касается врачей-педиатров и детских неврологов, поскольку они часто гораздо раньше психиатров сталкиваются с необходимостью решения тех или иных проблем психического здоровья у своих пациентов. Постоянный рост клинической значимости психологических аспектов в структуре многих областей соматической и психосоматической медицины, связанной с детско-подростковым возрастом, обусловливает потребность в дополнительном образовании и повышении квалификации в области психического здоровья детей и для врачей узких специальностей (детские эндокринологи, онкологи, др.).
Акцент на профилактике и психосоциальной реабилитации в структуре современной системы охраны психического здоровья детей и подростков резко повышают роль и значение специалистов немедицинского профиля. Сказанное имеет прямое отношение к детским психологам и специалистам в области психокоррекции и психотерапии, педагогам, дефектологам, логопедам и социальным работникам.
Усилия одних лишь специалистов не могут удовлетворить растущие запросы общества в сфере охраны психического здоровья детей. От специалистов в настоящее время требуется подготовка неспециалистов – родителей, в частности, для профилактики психических расстройств и оказания посильной помощи детям и подросткам с психическими и поведенческими расстройствами.
Подводя итоги по системным проблемам, влияющим на качество услуг в сфере охраны психического здоровья детей и подростков в России, следует отметить дефицит кадров детской и подростковой психиатрии в целом; отсутствие качественной системы подготовки по специальности «врач-психиатр детский» и самой специальности; системы подготовки по повышению психопрофилактической и психосоциальной компетенции специалистов смежных профессий (медицинских и немедицинских) и неспециалистов; а также системы координации взаимодействия разнопрофильных специалистов и неспециалистов.
По материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века»/ ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ.[iv], Союз охраны психического здоровья.


[i] What risks does COVID-19 pose to society in the long-term? John Scott, Head of Sustainability Risk, Zurich Insurance Group

[iv] III Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»/ ДЕТИ. ОБЩЕСТВО. БУДУЩЕЕ.» перенесен на 2021 год, в связи с пандемией COVID 19.

« предыдущая новость

следующая новость »