Новости

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ
по материалам III Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века»
 
Два дня осталось до начала нового учебного года. Нам представляется уместным именно сегодня напомнить о причинах, которые могут повлиять на то, каким он будет для наших детей, как скажется на их благополучии и здоровье.
По мнению исследователей, школьный возраст считается одним из самых сложных в отношении сохранения психического здоровья[1]. Именно в этот период формируется личность ребёнка. К 8-9 годам у ребёнка уже наблюдается твёрдо установленный тип высшей нервной деятельности. Преобладает влияние межличностных отношений участников образовательного процесса, включая сверстников, родителей и педагогов, а также содержание и методы обучения, релевантные целям образования и возрастным психологическим особенностям детей, позитивная эмоциональная образовательная среда[2].  При неблагоприятном развитии одного из звеньев этого процесса возникают риски для психического здоровья детей. Международные исследования показали, что педагогов нужно учить основным стратегиям по охране психического здоровья, включая меры по предотвращению издевательств и травли, а также наиболее действенным способам управления плохим поведением учащихся[3]. Согласно исследованиям также доказано, что успеваемость и даже выдающиеся успехи в обучении не связаны с психическим благополучием детей и возможностью успешной реализации накопленного потенциала в будущем, а, напротив, перфекционистские установки и доминирование ориентации на успех могут привести к состояниям эмоциональной дезадаптации не реже, чем педагогическая запущенность[4]. Проблемы обучения, воспитания и развития детей в этот период могут привести к отклоняющимся формам поведения детей (суицидальное поведение, девиантное поведение, распространение форм опасного «досуга», вовлечение в противоправные действия, риски цифрового мира и др.)[5]. Известно, что 50% психических расстройств возникают до окончания детства[6], при этом наиболее распространенными являются тревожность (6,9%) и СДВГ (8,2%)[7].
Выявление ранних признаков и оказание соответствующей поддержки может улучшить жизнь ребенка, смягчить ухудшающиеся симптомы и улучшить психическое здоровье в будущем.
Подростковый возраст является очень важным для перехода во взрослую жизнь. Процессы отделения ребенка от родителей, выстраивания новых отношений с социальным окружением и профессиональное самоопределение сопровождаются сильной зависимостью от психофизических внутренних факторов развития и сильных импульсов, поступающих из внешней среды. Этот возрастной период во всех смыслах является кризисным, что повышает предрасположенность к психическим заболеваниям.
75% психических расстройств возникают до окончания подросткового возраста[8]. В соответствии с данными исследований, 1,3 млн. подростков в 2012 году умерли по причинам, связанным, в том числе, с этими заболеваниями, включая самоубийства и межличностное насилие[9]. У 80% подростков выявлена недостаточная физическая активность, что влияет на развитие нежелательных последствий, включая не наркотические зависимости (напр. интернет-зависимость), пищевые нарушения. Одной из наиболее распространенных причин смертности девочек-подростков являются самоубийства, связанные с нежелательной беременностью, сексуальным насилием. Поведенческие расстройства имеют тенденции развития в подростковом возрасте и связаны с употреблением наркотиков, преступлениями, антиобщественным поведением, проблемами в семье, межличностными проблемами, плохим состоянием физического здоровья[10].
Знание признаков психических расстройств необходимо для своевременного направления подростка к специалистам. Необходимо информирование педагогов, школьных психологов и родителей о признаках проявления этих расстройств и адекватной схеме реагирования, с привлечением специалистов различных профилей, включая врачей общей практики.  
Дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное развитие по интеллектуальным параметрам могут иметь специфические проблемы, связанные с особенностями психических функций, включая диспропорцию психики и другие нарушения  в эмоционально-волевой сфере, когда высокий уровень развития математических способностей может сочетаться с наличием грубой дисграфии; неадекватную реакцию на внешние раздражители и затруднения в адаптации к окружающей среде; легкость в усвоении учебного материала в какой-то определенной области знаний и отставание по другим предметам; повышенную истощаемость, где они с трудом переносят любую деятельность, требующую длительных физических или умственных усилий; речевые проблемы[11].  Отсутствие понимания со стороны родителей, педагогов, психологов и медицинских работников в сочетании с проблемными ситуациями может привести к ошибочным диагнозам и неадекватному лечению. С другой стороны, специфические социальные и эмоциональные характеристики одаренных детей, особенности психических функций могут привести к некоторому психологическому риску, что определяет необходимость подготовки специальных программ по охране их психического здоровья[12].
Особого внимания заслуживают дети, оставшиеся без попечения родителей. Потеря родителей или лишение их родительских прав для ребенка является тяжелым событием, которое провоцирует развитие различных форм психологических нарушений и психических расстройств. Страх и неуверенность, обида, чувство отверженности, ощущение острой зависимости от внешних обстоятельств и незнакомых им людей может привести к подавленности, безучастности к происходящему, обесцениваю себя как личности, агрессии и гневу, снижению интеллектуальной и познавательной активности, диспропорциональному развитию, депрессии, суицидам. Важным является, насколько это возможно, смягчить и восполнить утрату через подготовку специализированных программ для воспитателей детских домов и интернатов, приемных и патронатных родителей, опекунов, педагогов и психологов общеобразовательных учреждений по вопросам создания благоприятной среды для развития детей-сирот и сохранения их психического здоровья.
Надо помнить также о том, что значительное число детей и подростков в современном мире находится в сложной жизненной ситуации, подвергаясь физическому, эмоциональному и/или сексуальному насилию, испытывая на себе или являясь свидетелями насильственных или военных действий, имея задержку в умственном развитии, находясь в рабстве, не имея дома, проживая в бедности в неблагополучных и/или малообеспеченных семьях, занимаясь предоставлением сексуальных услуг, имея зависимость от алкоголя или наркотиков, являясь носителями ВИЧ, инвалидами, жертвами чрезвычайных ситуаций. Сложные жизненные ситуации и проблемы психического  здоровья  тесным  образом взаимосвязаны. Первые могут служить факторами риска развития проблем с психическим здоровьем, как, например, посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка, подвергавшегося насилию. И наоборот, проблемы с психическим здоровьем могут привести к сложным жизненным ситуациям, например, когда подросток потребляет алкоголь или наркотики, чтобы справиться с депрессией. Каковой бы ни была природа взаимоотношений между проблемами с психическим здоровьем и сложными жизненными ситуациями, необходимы целенаправленные стратегии вмешательств для решения проблем, с которыми сталкиваются дети и подростки.
В последние десятилетия серьезными проблемами для всего мира стали: ожирение; не здоровое питание; рискованное поведение, связанное с не защищенным сексом, ранней беременностью, табакокурением и  употреблением наркотиков; рост депрессии; отсутствие мотивации к здоровому образу жизни в популяции детей и подростков, что, по мнению исследователей, связано и с отсутствием физической активности[13]. Физическая активность необходима для психического функционирования, включая поддерживание когнитивных и метаболических функций организма;  снижение риска ожирения; улучшение умственной деятельности, минерализации костей, пищеварения, регуляции кишечного ритма; снижение риска депрессии, уровня стресса и связанное с этим улучшение качества сна; повышение самооценки и качества жизни в целом[14]. Таким образом, физическая активность является важнейшим элементом здорового образа жизни и настоятельно рекомендуется для предотвращения и лечения ряда психических заболеваний[15].
Важнейшим фактором, гармонизирующим внутренний мир ребенка, являются культурные ресурсы, включая материальное и нематериальное наследие, традиционные знания и навыки, а также музыку, танцы, театр и фестивали, могут способствовать развитию мышления, восприятия внешнего и внутреннего мира ребенка, побуждения к созидательной деятельности. В современном мире культурные ресурсы становятся значимым ресурсом для формирования состояния устойчивого равновесия различных психических свойств и процессов. Поэтому деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей, и предоставлению культурных благ имеет важное значение в сфере охраны психического здоровья детей и подростков.
Акцент на профилактике в структуре современной системы охраны психического здоровья подрастающего поколения, а также связанный с этим ресурсный подход резко повышают роль и значение специалистов немедицинского профиля и их соответствующей подготовки. Сказанное имеет прямое отношение к педагогам, детским психологам и специалистам в области психокоррекции и психотерапии, дефектологам, логопедам и социальным работникам. Поэтому необходимо на постоянной основе осуществлять подготовку и переподготовку вышеуказанных специалистов по вопросам охраны психического здоровья через предоставление им высококачественных методических материалов, а также обеспечение их достаточной психологической и организационной поддержкой.
С новым учебным годом! Пусть он будет добрым и благополучным для нас и наших детей!

[1] Володина С. А. Психическое здоровье младшего подростка как необходимое условие его адаптации к новой образовательной среде/Сборник научных статей. II Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»//Союз охраны психического здоровья, Москва, 2016, с. 266

[2] Карабанова О. А. Образовательная среда школы: Риски и ресурсы психического и психологического здоровья и развития детей и подростков/ Сборник научных статей. I Конгресс «Психическое здоровье человека XXI века»//Союз охраны психического здоровья, Москва, 2016, с. 51

[3] Tom K.J. Craig. Expert Opinion Statement/ Book about the II Congress on Mental Health: Meeting the Needs of the XXI Century// Union for Mental Health of Russia, Moscow, 2018, p.59

[4] Холмогорова А.Б. . Экспертное мнение/Книга о II Конгрессе «Психическое здоровье человека XXI века»//Союз охраны психического здоровья, Москва, 2018, с.52

[5] Рубцов В.В. Экспертное мнение/Книга о II Конгрессе «Психическое здоровье человека XXI века»//Союз охраны психического здоровья, Москва, 2018, с.31

[6] Comprehensive mental health action plan 2013–2020. WHA66.8. – 27 May 2013

[8] Comprehensive mental health action plan 2013–2020. WHA66.8. – 27 May 2013

[9] Глобальная стратегия охраны здоровья женщин, детей и подростков (2016-2030 гг). https://www.who.int/maternal_child_adolescent/documents/women-deliver-global-strategy/ru/

[10] Caring for children and adolescents with mental disorders. Setting WHO directions. World Health Organization, Geneva, 2003

[11] Глозман Ж.М. Нейропсихология детского возраста/Издательский центр «Академия», 2009, Москва, с.181

[12] Webb, J.T., Amend, E.R., Webb, N.E., Goerss, J., Beljan, P., & Olenchak, F.R. Misdiagnosis and dual diagnoses of gifted children and adults: ADHD, Bipolar, Asperger's, Depression, and Other Disorders. Scottsdale, AZ: Great Potential Press.

[13] TAFISA Mission “For a Better World Through Sport for All”. Adopted by the TAFISA General Assembly in Seoul, Korea, November 16th, 2017

[14] EU Physical Activity Guidelines “Recommended Policy Actions in Support of Health-Enhancing Physical Activity”. Approved by the EU Working Group "Sport & Health" at its meeting on 25 September 2008. Confirmed by EU Member State Sport Ministers at their meeting in Biarritz on 27-28 November 2008/ http://ec.europa.eu/assets/eac/sport/library/policy_documents/eu-physical-activity-guidelines-2008_en.pdf

[15] Stuart Biddle. Institute of Sport, Exercise & Active Living, Victoria University, Melbourne, Australia/ Перевод: Мурашко А.А. (Москва), редактура: к.м.н. Потанин С.С. (Москва)//World Psychiatry 2016; 15: 176-177

« предыдущая новость

следующая новость »